О ПЕРСПЕКТИВАХ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ НА ОСНОВЕ СЕТЕВЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Первоочередными задачами в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) страны являются обеспечение притока частных инвестиций и квалифицированных кадров, формирование сети региональных центров общественного контроля качества услуг, создание и внедрение Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Имеющиеся технологические разработки в области сетевых информационных технологий и научных достижений в сфере управления массовым сознанием дают возможность создать перспективную сеть «4С ЖКХ». При этом в Российской Федерации разрабатывается и реализуется комплекс мер по решению возникших информационно-технологических проблем, однако среди них слабо представлены меры по формированию необходимого уровня компетенций у пользователей услугами ЖКХ в электронной форме. Нередки случаи непредоставления гражданам или предоставления им недостоверной информации организациями и управляющими компаниями, функционирующими в системе ЖКХ. При формировании системы эффективного управления ЖКХ необходимо особое внимание обратить на создание профессионально подготовленных «малых групп постоянного общения» среди населения, которые могли бы эффективно выполнять функции самоорганизованного контроля за этой сферой. Учитывая специальные требования, предъявляемые к профессиональному уровню участников «малых групп», возникает проблема организационно-образовательного характера по созданию системы формирования их компетенций. Формирование компетенций в этих работах рассматривается как процесс диффузии инноваций, включающий три составляющие математической модели: имитационный механизм распространения инноваций, определяющий динамику межличностных контактов; инновационный механизм распространения инноваций, определяющий динамику информационного воздействия со стороны СМИ; механизм «забывания» инноваций, определяющий динамику потери с течением времени знаний, умений и навыков по использованию инноваций. Для эффективного функционирования системы «малых групп» при обмене ими лучшими практиками по защите прав потребителей услуг ЖКХ, непрерывного повышения уровня их компетенций необходимо создать «Специальную социальную сеть сотрудничества в ЖКХ» (4С ЖКХ). В сети смогут взаимодействовать специалисты, потребители услуг ЖКХ, управляющие компании и государственные служащие всех уровней, отвечающие за ЖКХ на своих территориях. Элементы сети должны взаимодействовать в реальном масштабе времени. В ней граждане смогут осуществлять online коммуникации с местными, региональными и федеральными органами с использованием правовой поддержки подготовленных консультантов. Образовательные учреждения должны сформировать опережающее научно-методическое и кадровое обеспечение центров компетенций и образовательных услуг для сферы ЖКХ.

Ключевые слова:
жилищно-коммунальная система, информационные технологии, сетевые коммуникации
Текст

Введение

В последнее время во властных структурах Российской Федерации активизировалась деятельность по поиску эффективных механизмов управления отраслью жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Так, 23 декабря 2013 г. на совместном заседании Госсовета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей развития страны1 [1] озвучены первоочередные задачи, которые сегодня актуализировались в сфере ЖКХ, в том числе:

• обеспечение притока частных инвестиций и квалифицированных кадров в жилищнокоммунальное хозяйство;

• формирование сети региональных центров общественного контроля, направленного на мониторинг качества предоставляемых услуг ЖКХ, а также обучение населения страны особенностям законодательства в этой сфере. При этом отмечено, что подавляющее количество жалоб граждан связано с неудовлетворительной работой управляющих компаний;

• активизация работы по внедрению Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), предназначенной для повышения прозрачности сферы жилищно-коммунального хозяйства. Запуск пилотного проекта планируется осуществить в первой половине 2014 г., а с 2016 г. система должна заработать на полную мощность.

Информационно-коммуникационные задачи в сфере ЖКХ

Автором проведен анализ рассматриваемого в настоящее время Государственной Думой РФ законопроекта «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (ГИС ЖКХ) и сделан вывод, что в предлагаемом виде ГИС ЖКХ, на построение которой планируется потратить порядка 8 млрд рублей, может оказаться малоэффективной.

Вывод базируется на имеющихся технологических разработках в области сетевых информационных технологий и научных достижений в сфере управления массовым сознанием, на основе которых предлагается создать сеть «4С ЖКХ». Объясним данный тезис.

Использование информационно-коммуникационных технологий в управлении организационно-экономическими государственными и частными структурами весьма перспективно, это распространенное убеждение. И ЖКХ страны не является здесь исключением.

Но при этом не стоит забывать о низком уровне востребованности таких технологий населением. Так, только немногим бо-

Список литературы

1. Остром Э. Управляя общим: эволюция институтов коллективной деятельности. Серия «Экономика». Пер. с англ. М.: ИРИСЭН, Мысль, 2011. 447 с.

2. Олсон М. Логика коллективных действий: общественные блага и теория групп. Серия «Экономика». М.: Издво Фонд экономической инициативы, 1995. 174 c.

3. Минаев В.А., Овчинский А.С., Скрыль С.В., Тростянский С.Н. Как управлять массовым сознанием: современные модели. М.: РосНОУ, 2013. 200 с.

4. Зернов В.А., Минаев В.А. Инновационное обучение и бизнес-процессы в международных сетевых системах // Высшее образование сегодня. 2013. № 6. C. 9–16.

Войти или Создать
* Забыли пароль?