ПИЩЕВАЯ КУЛЬТУРА КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена исследованию и анализу современности с помощью пищевой культуры как метода изучения социокультурных трансформаций, что подразумевает культуру приготовления, потребления, производства пищи и является наиболее ярким и чувствительным репрезентом социокультурных трансформаций, происходящих в обществе. В результате проведенного исследования выделяются три основные составляющие пищевой культуры: традиционная пищевая культура, которая является наиболее консервативной и передает особенный «дух» этноса или нации; пища с элементами комбинирования, новаторства, импровизации, имитации; и, наконец, сеть высоко- технологических видов питания глобальной культуры и ресторанов фастфуда («Макдоналдс», KFC и др.). Рассматривается изменение в культуре от традиции, где пища является символом этноса, народа или нации к новации до глобальной монокультуры всеобщего и единого фастфуда. Потребление продуктов альтернативного питания, которые продаются в гипермаркетах и супермаркетах, пользование достижениями научно-технического прогресса, любовь к комфорту предстают элементами «свойности» в нашем мире, стирается граница не только между городской и сельской культурой, государственными границами, – весь мир превращается в единое пространство глобальной социокультурной среды, где современный стиль жизни диктует и требует питаться фастфудом.

Ключевые слова:
пищевая культура, метод, культура, традиция, трансформация, глобализация, глобальная культура
Список литературы

1. Алоян Н.Л., Черникова В.Е. Человек в современном культурном пространстве. Изд-во «Антей». Ростов-н/Д., 2009. 290 с.

2. Вигель Н.Л. Феномен билингвизма в эпоху постмодерна // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 37. С. 6-11.

3. Ю. Гронов. Социология потребления в странах Северной Европы: исследование продовольственного потребления // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. http://www.old.jourssa. ru/2001/consum/scandpref.html (дата обращения: 05.12.2015).

4. Сохань И.В. Как исследовать гастрономическое: к вопросу о дефинициях и подходах // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2013. № 1 (9).

5. Вермюлен Т., Аккер Р. Notes of Metamodernism. 2010. http://www.metamodernism.com/2010/07/15/ what-is-metamodernism/ (дата обращения: 28.04.2014).

6. Bugge A. Cooking - as identity work. Murcia: Conference of the European Sociological Association. 2003.

7. Soler C., Plazas M.C. Integration of ethnic food into Swedish food rituals. The cultural fitness of tacos. School of Business, Economics and Commercial Law, Guteborg University.

8. Soler C., Plazas M.C. Integration of ethnic food into Swedish food rituals. The cultural fitness of tacos. School of Business, Economics and Commercial Law, Guteborg University. 2012. P. 8.

9. Uprichard E., Nettleton S., Chappell P. ‘Food hates’ over the life course: an analysis of food narratives from the UK Mass Observation Archive. York: University of York. 2013.

10. Uprichard E., Nettleton S., Chappell P. ‘Food hates’ over the life course: an analysis of food narratives from the UK Mass Observation Archive. York: University of York. 2013. P. 6.

Войти или Создать
* Забыли пароль?