СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
Рубрики: ТУРИЗМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В соответствии с существенными изменениями, происходящими в области организации туризма в современных условиях, целесообразно рассматривать самостоятельный туризм как одно из наиболее перспективных направлений развития не только туристской сферы, но и сферы госте- приимства, культуры, досуга. В связи с активным развитием самостоятельного туризма особое значение имеет обоснование методологических подходов к раскрытию его сущности; исследование предпосылок к становлению и развитию данного вида туризма в России и за рубежом; изучение со- циально-культурных аспектов самостоятельного туризма как популярного вида досуговой активности личности, а также выявление его специфических признаков. Раскрытие сущности и специфики самостоятельного туризма наиболее продуктивно, как минимум, в двух аспектах. С одной стороны, появление самостоятельного туризма отражает динамику потребительского поведения в изменяющихся экономических условиях в сторону большей самостоятельности и независимости от туристских предприятий. С другой стороны, данный вид туристской деятельности необходимо рассматривать в системе форм и направлений досуговой активности человека; как инструмент удовлетворения широкого спектра досуговых потребностей и интересов личности, способ ее инкультурации. Характеристика основных черт самостоятельного туризма, определение его сущности и функций именно в контексте социально-культурной деятельности человека открывает перспективы для всестороннего системного изучения условий функционирования данного вида туризма и условий его дальнейшего развития. Самостоятельный туризм будет неуклонно и стремительно эволюционировать как одна из разновидностей индустрии досуга, направленная на удовлетворение и развитие потребностей личности в духовно-культурном развитии, познании, коммуникации, рекреации. Социально-культурное содержание во многом является качественной характеристикой самостоятельной туристской деятельности и выступает важнейшим средством приобщения туристов к культуре, развивающим и порождающим у них новые духовные потребности.

Ключевые слова:
самостоятельный туризм, самодеятельный туризм, самостоятельный турист, социально-культурная деятельность, досуговая деятельность, туризм как вид досуга, социально- культурные особенности самостоятельного туризма
Текст

Активное развитие самостоятельного туризма, представляющего собой все более массовое явление, требует обобщения накопленного опыта, а также теоретического осмысления и обоснования сущности, специфики, мотивационных предпосылок, тенденций развития данного феномена, что обусловливает актуальность настоящего исследования.

   Анализ немногочисленных отечественных публикаций на рассматриваемую тему позволяет сделать вывод как о множественности наимено- ваний  этой  разновидности  туризма (самодеятельный, самостоятельный, самоорганизованный, свободные или независимые путешествия и т.п.), так и о неоднозначности подходов к рас- крытию его содержания. В исследованиях зарубежных авторов проблема развития самостоятельного туризма представлена более подробно и характеризуется весьма широким спектром подходов к пониманию его сущности и специфики, поскольку в странах Европы и США такой вид туристской деятельности получил свое распространение намного раньше.

   Вышеизложенное обусловило необходимость осуществления данного исследования, целью которого стало раскрытие понятия самостоятельного туризма в контексте социально- культурной деятельности человека. В процессе исследования решались следующие задачи: раскрыть предпосылки появления данного направления туристской деятельности; обобщить представленные в зарубежных и отечественных исследованиях подходы к определению понятия самостоятельного туризма; выявить и охарактеризовать социально-культурные особенности самостоятельного туризма как разновидности досуговой деятельности человека.

   Развитие самостоятельного туризма стало возможным вследствие стремительного развития информационных и интернетехнологий, поя ления систем online бронирования, повышения уровня доступности информации в целом, а та же растущего объема предложений субъектов туристского рынка. Именно развитие интернет- технологий способствовало изменению путей коммуникаций в современном мире, в том числе и в сфере туризма, что в свою очередь не только позволило снизить значимость местоположения и объёма продаваемых услуг, повысить их производительность и эффективность, скоординировать деятельность подразделений, улучшить взаимодействие с партнёрскими организациями, но и обусловило появление новых каналов сбыта продуктов и услуг, производимых субъектами туристского рынка, а также сформировало новый тип потребителя.

   Подобная тенденция расширяет возможности и увеличивает прибыль предприятий, осуществляющих свою деятельность в индустрии туризма. Она способствует созданию своеобразной коммуникационной площадки для взаимодействия потенциальных туристов с субъектами туристского рынка, посредством которой им предоставляется более широкий выбор и возможность непосредственного влияния на формруемый ими уникальный туристский продукт, что в свою очередь существенно повышает спрос на путешествия. Используя интернет-технологии, турист может найти необходимую информацию, которая послужит основой для принятия того или иного решения, позволит получить ответы на вопросы, возникающие на всех этапах туристской деятельности: до, во время и после путешествия.

   Немаловажной предпосылкой развития самостоятельного туризма стали недостатки массового пакетного турпродукта, предлагаемого турфирмами-посредниками, а именно: стандартизова ность, перегруженность туристской программы или, напротив, наличие значительного объема свободного времени; однонаправленность и стереотипность показа экскурсионных объектов (ограниченность экскурсионного показа только так называемым туристским минимумом: наиболее популярными в дестинации объектами истории и культуры); недостаточная адаптиро- ванность и проработанность маршрутов для ряда социально-демографических  групп   населения,  в том числе детей, молодежи и др.; ограниченность целей путешествия и т.п. Усилия туроператоров по включению в программу тура элементов эксклюзивности неизбежно ведут к существен- ному повышению его стоимости, вследствие чего снижается доступность такого продукта. Самостоятельный туризм, являясь альтернативой по отношению к сфере организованного туризма, даёт возможность туристу ориентироваться непосредственно на собственные потребности и интересы, а также материальные возможности [7].

Список литературы

1. Аванесова Г.А. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник. Под ред. Л.П. Воронковой. М.: Аспект Пресс, 2002. 368 с.

2. Ариарский М.А. Педагогическая культурология. В двух томах. Том 1: Методология и методика по- стижения культуры. СПб.: Концерт, 2012. 400 с.

3. Измаилова Д.А. Развивающий потенциал досуга в познавательном туризме. СПб.: СПбГУКИ, 2008. 156 с.

4. Кирьянова Л.Г. Маркетинг и брендинг туристских дестинаций. Томск: Изд-во Томского политехни- ческого университета, 2011. 271 с.

5. Максютина К.Н. Туризм как сфера культурно-досуговой деятельности: основные понятия // Вест- ник КазГУКИ. 2010. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/turizm-kak-sfera-kulturno-dosugovoy- deyatelnosti-osnovnye-ponyatiya (дата обращения: 18.04.2016).

6. Рябова Т.В. Культурный туризм как средство освоения социально-культурного пространства терри- тории // Медиакультура и медиаобразование II (Феномен туризма в культуре ХХI века: медиатехно- логии современной культуры). Мат. Межд. науч.-практ. конф. Дни философии в Санкт-Петербурге, 21–22 ноября 2014 г. СПб: СПбГУКиТ, 2014. С. 48–51.

7. Рябова Т.В., Эртман Е.В. Самостоятельный туризм как перспективное направление развития ту- ристской сферы // Россия – Казахстан: приграничное сотрудничество, музейно-туристический по- тенциал, проекты и маршруты к событиям мирового уровня: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. Вып.1. Самара, 2016. URL: https://regrazvitie.ru/wp-content/uploads/2016/01/Ryabova-Ertman.pdf (дата обращения 24.03.2016).

8. Триодин В. Е. Социально-культурная деятельность: pro et contra / Вестник СПбГУКИ. 2012. № 3 (12). С. 40–45.

9. Эртман Е.В. Структура информационного сопровождения турпродукта // Сервису и туризму – ин- новационное развитие: материалы VII межд. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пуш- кина, 2015. C. 106–110.

10. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория. М.: Изд-во МГУКИ, 2000. 264 с.

11. Gadling S. Travel trends: The rise of the “Free Independent Traveler” (FIT) URL: http://gadling. com/2010/05/12/travel-trends-free-independent-traveler-fit (дата обращения 18.04.2016).

12. European travel commission. European tourism 2016-trends& prospects (Q1/2016): http://www.etc- corporate.org/?page=report&report_id=88 (дата обращения 17.04.2016).

13. Myers L.M. Women’s Independent Travel Experiences in New Zealand. URL: http://sure.sunderland. ac.uk/policies.html, p. 19–22. (дата обращения 03.03.2016).

14. Re-Conceptualising Lifestyle Travellers: Contemporary «drifters». URL: http://eprints.bournemouth.ac.uk (дата обращения 09.04.2016).

Войти или Создать
* Забыли пароль?