SOCIAL AND CULTURAL ASPECTS OF FREE INDEPENDENT TOURISM
Rubrics: TOURISM
Abstract and keywords
Abstract (English):
According to the main changes which take place in the field of organization of tourism nowadays, the free independent tourism should be considered as one of the most perspective directions of development not only of touristic area but also of area of hospitality, culture and leisure. Because of active development of free independent tourism the following positions have a special significance: the substantiation of methodological approaches to definite its essence; to study of backgrounds of becoming and development of this kind of tourism in Russia and abroad; to study not only the social and cultural aspects of free independent tourism as a popular kind of personal activity in leisure but also to disclose its specific features. The disclosing of essence and specifics of free independent tourism is very productive, at least, in two areas. On the one side, the free independent tourism represents the dynamics of consumer behavior in the changing economic conditions and leads to the greater independence from the touristic firms. On the other side, this kind of touristic activity has to be considered not only in the system of forms and directions of human leisure activity, but also as an instrument of satisfaction of wide spectrum of leisure needs and personal interest, and as a method of its enculturation. The characterization of basic features of free independent tourism, the definition of its essence and function in the context of social and cultural human activity disclose the new perspectives for all-round systemic study of conditions of functioning of this kind of tourism and its further development. The free independent tourism will evolve steadily and rapidly as one of kind of leisure industry, which is directed to satisfy and to develop the personal needs for spiritual and cultural development, cognition, communication and recreation. The social and cultural content is a qualitative characteristic of free independent tourism and the most important method which allows joining the tourists with culture, to develop and to generate their new spiritual needs.

Keywords:
free independent tourism, independent tourist, social and cultural activity, leisure activity, tourism as a kind of leisure, social and cultural features of free independent tourism
Text

Активное развитие самостоятельного туризма, представляющего собой все более массовое явление, требует обобщения накопленного опыта, а также теоретического осмысления и обоснования сущности, специфики, мотивационных предпосылок, тенденций развития данного феномена, что обусловливает актуальность настоящего исследования.

   Анализ немногочисленных отечественных публикаций на рассматриваемую тему позволяет сделать вывод как о множественности наимено- ваний  этой  разновидности  туризма (самодеятельный, самостоятельный, самоорганизованный, свободные или независимые путешествия и т.п.), так и о неоднозначности подходов к рас- крытию его содержания. В исследованиях зарубежных авторов проблема развития самостоятельного туризма представлена более подробно и характеризуется весьма широким спектром подходов к пониманию его сущности и специфики, поскольку в странах Европы и США такой вид туристской деятельности получил свое распространение намного раньше.

   Вышеизложенное обусловило необходимость осуществления данного исследования, целью которого стало раскрытие понятия самостоятельного туризма в контексте социально- культурной деятельности человека. В процессе исследования решались следующие задачи: раскрыть предпосылки появления данного направления туристской деятельности; обобщить представленные в зарубежных и отечественных исследованиях подходы к определению понятия самостоятельного туризма; выявить и охарактеризовать социально-культурные особенности самостоятельного туризма как разновидности досуговой деятельности человека.

   Развитие самостоятельного туризма стало возможным вследствие стремительного развития информационных и интернетехнологий, поя ления систем online бронирования, повышения уровня доступности информации в целом, а та же растущего объема предложений субъектов туристского рынка. Именно развитие интернет- технологий способствовало изменению путей коммуникаций в современном мире, в том числе и в сфере туризма, что в свою очередь не только позволило снизить значимость местоположения и объёма продаваемых услуг, повысить их производительность и эффективность, скоординировать деятельность подразделений, улучшить взаимодействие с партнёрскими организациями, но и обусловило появление новых каналов сбыта продуктов и услуг, производимых субъектами туристского рынка, а также сформировало новый тип потребителя.

   Подобная тенденция расширяет возможности и увеличивает прибыль предприятий, осуществляющих свою деятельность в индустрии туризма. Она способствует созданию своеобразной коммуникационной площадки для взаимодействия потенциальных туристов с субъектами туристского рынка, посредством которой им предоставляется более широкий выбор и возможность непосредственного влияния на формруемый ими уникальный туристский продукт, что в свою очередь существенно повышает спрос на путешествия. Используя интернет-технологии, турист может найти необходимую информацию, которая послужит основой для принятия того или иного решения, позволит получить ответы на вопросы, возникающие на всех этапах туристской деятельности: до, во время и после путешествия.

   Немаловажной предпосылкой развития самостоятельного туризма стали недостатки массового пакетного турпродукта, предлагаемого турфирмами-посредниками, а именно: стандартизова ность, перегруженность туристской программы или, напротив, наличие значительного объема свободного времени; однонаправленность и стереотипность показа экскурсионных объектов (ограниченность экскурсионного показа только так называемым туристским минимумом: наиболее популярными в дестинации объектами истории и культуры); недостаточная адаптиро- ванность и проработанность маршрутов для ряда социально-демографических  групп   населения,  в том числе детей, молодежи и др.; ограниченность целей путешествия и т.п. Усилия туроператоров по включению в программу тура элементов эксклюзивности неизбежно ведут к существен- ному повышению его стоимости, вследствие чего снижается доступность такого продукта. Самостоятельный туризм, являясь альтернативой по отношению к сфере организованного туризма, даёт возможность туристу ориентироваться непосредственно на собственные потребности и интересы, а также материальные возможности [7].

References

1. Avanesova G.A. Turizm, gostepriimstvo, servis: Slovar’-spravochnik. [Tourism, Hospitality, Service: Dictionary-Directory]. Under the red. of L.P. Voronkova: M: Aspekt-Press, 2002, 368 p.

2. Ariarskii M.A. Pedagogicheskaya kul’turologiya. V dvukh tomakh. Tom 1: Metodologiya i metodika postizheniya kul’tury [Pedagogical culturology in 2 vol. V.1: Methodology and Methodics of Comprehension of Culture]: SPb.: Concept, 2012, 400 p.

3. Izmailova D.A. Razvivayushchii potentsial dosuga v poznavatel’nom turizme [Developing potential of leisure in the cognitive tourism]. SRb.: SPbGUKI, 2008. 156 p.

4. Kir’yanova L.G. Marketing i brending turistskikh destinatsii [Marketing and Brending of the touristic Destinations]. Tomsk: Ed. of the Tomsk Polytechnic University, 2011. 271 p.

5. Maksyutina K.N. Turizm kak sfera kul’turno-dosugovoi deyatel’nosti: osnovnye ponyatiya [Tourism as a area of cultural and leisure activities: main definitions] // Vestnik KazGUKI. 2010. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/turizm-kak-sfera-kulturno-dosugovoy-deyatelnosti-osnovnye-ponyatiya (Acceded on April 18, 2016).

6. Ryabova T.V. Kul’turnyi turizm kak sredstvo osvoeniya sotsial’no-kul’turnogo prostranstva territorii [Innovations in the Tourism as a Condition of Saving of the humanistic Traditions of national Culture]// Mediakul’turaimediaobrazovanie II(Fenomenturizmavkul’ture XXIveka: mediatekhnologiisovremennoi kul’tury). Mat. Mezhd. nauch. - prakt. konf. [Media-culture and media-education II (Phenomenon of tourism in culture in XXI century/ Mathematical Internatinal scientific practical conference)]: Ed. Of the Belarus State University of Culture, 2014. P. 347-350.

7. Ryabova T.V., Ertman E.V. Samostoyatel’nyi turizm kak perspektivnoe napravlenie razvitiya turistskoi sfery [Free independent tourism as a perspective direction of the development of touristic domain] // Rossiya - Kazakhstan: prigranichnoe sotrudnichestvo, muzeino-turisticheskii potentsial, proekty i marshruty k sobytiyam mirovogo urovnya: sb. st. Mezhd. nauch. - prakt. konf. [Russia - Kazakhstan: border cooperation, museum and touristic potential, projects and routes t the world-class events: Digest of articles of International scient-pract. confer.] Iss. 1. Samara, 2016. URL: https://regrazvitie.ru/wp-content/uploads/2016/01/ Ryabova-Ertman.pdf (Acceded on March 24, 2016)

8. Triodin V.E. Sotsial’no-kul’turnaya deyatel’nost’: proetcontra [Social and cultural activities: pro et contra] / VestnikSpbGUKI. № 3 (12). 2012. P. 40-45.

9. Ertman E.V. Struktura informatsionnogo soprovozhdeniya turproduk [Structure of informational Support of touristic Product] // Servisu i turizmu - innovatsionnoe razvitie: materialy VII mezhd. nauch. - prakt. konf. [The innovative Development to Service and Tourism: Proceedings of the VII-th Intern. Scient. - Pract. Confer]. SPb: Ed. of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin, 2015. P.106-110

10. Yaroshenko N.N. Sotsial’no-kul’turnaya deyatel’nost’: paradigmy, metodologiya, teoriya [Social and cultural Activities: Paradigms, Methodology, Theory]. M.: Ed. of the Moskow University of Culture, 2000. 264 p.

11. Gadling S. Travel trends: The rise of the “Free Independent Traveler” (FIT) URL: http://gadling. com/2010/05/12/travel-trends-free-independent-traveler-fit (Acceded on April 18, 2016).

12. European travel commission. European tourism 2016-trends& prospects (Q1/2016): http://www.etc- corporate.org/?page=report&report_id=88(Acceded on April 17, 2016).

13. Myers L.M. Women’s Independent Travel Experiences in New Zealand. URL: http://sure.sunderland. ac.uk/policies.html, p. 19-22. (Acceded on March 03, 2016).

14. Re-Conceptualising Lifestyle Travellers: Contemporary «drifters». URL: http://eprints.bournemouth.ac.uk (Acceded on April 09, 2016).

Login or Create
* Forgot password?