RIVER CRUISES MARKET IN RUSSIA: PROBLEMS AND SOLUTIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article provides an insight into the current state of the river cruises market in Russia. The key problems of the market development are identified and possible ways of solving the problems are considered. Special attention is paid to potentially effective ways of river fleet renovation. The author substantiates the necessity to solve the problems analyzed in the article for increasing the cruise tourism competitive advantage in the cultural and educational tourism market.

Keywords:
cruise market, cruise ship, conversion, service quality
Text

Введение

Круизный туризм, в особенности речной, является одним из наиболее перспективных видов внутреннего и въездного туризма для большинства стран Европы и России, чьи территории обладают разветвленной речной сетью. Круизный туризм относится к специальным видам туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма - рекреационный, спортивный, лечебно-оздоровительный, познавательный [3]. Круизный туризм может быть как речным, так и морским, в зависимости оттого, по каким водоемам проложен маршрут круиза. В России наиболее популярны речные круизы по Волге, Каме, Дону, Волго-Балтийскому водному пути (по маршруту Москва-Санкт-Петербург). Речной круиз представляет собой водный туристский маршрут, в общем случае многодневный, на речном судне, на котором туристу предоставляется пакет услуг перевозки, размещения и питания, развлечения на судне, наземные экскурсионные и иные туристские услуги и обслуживание [4, с. 416]. В свою очередь, рынок речных круизов является частью туристского рынка и представляет собой систему экономических отношений между круизными компаниями и туристами, предпочитающими круизный туризм.

Развитие круизного туризма в пределах России в соответствии с утвержденной постановлением Правительства РФ от 2 августа

2011 года № 644 федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» позволит привлечь дополнительно 1 млн российских и иностранных путешественников в год, однако на сегодняшний день в России наблюдается стабильное падение туристского интереса к данному виду отдыха. Только в 2012 году число туристов, отправившихся в круиз с Северного речного вокзала, уменьшилось на 19%, по сравнению с 2011 годом [6, с. 15]. В целом по России, согласно данным Росстата [5], за 2011 год число туристов на речных туристских маршрутах уменьшилось на 40,5 тыс. человек по сравнению с предшествующим годом.

Можно выделить следующие основные проблемы развития рынка речных круизов в России:

  • изношенность российского речного круизного флота (рис. 1);
  • обмеление большинства российских рек;
  • короткий период навигации в России;
  • высокая степень износа судоходных гидротехнических сооружений (СГТС) и береговой инфраструктуры;
  • низкое качество обслуживания на борту круизных судов;
  • неудовлетворительное качество наземного туристического обслуживания в городах захода судов.
References

1. Analiz raboty rossiyskikh rechnykh sudostroitel'nykh predpriyatiy v XXI veke ot Gennadiya Egorova [elektronnyy resurs] Ofitsial'nyy sayt Informatsionno-analiticheskogo agentstva «V okiyane-more» URL:http://www.publicsea.ru/news/analiz_raboty_rossiiyskih_rechnyh_sudostroitelnyhjredpriyatiiy_v_XXI_v gennadiya_egorova_22-16-04.htm (data obrashcheniya: 17.04.2013).

2. Anisimov K. O., Egorov G. V., Efremov N.A. Stroitel'stvo novykh sudov s ispol'zovaniem elementov sudov-donorov - real'nyy put' sokhraneniya rossiyskikh rechnykh kruizov [elektronnyy resurs] URL: littp:// www.mosturflot.ru/articles/14261 (data obrashcheniya: 15.04.2013).

3. Babkin A.V. Spetsial'nye vidy turizma [elektronnyy resurs] URL: http:// http://tourlib.net/books_tourism/ babkinl2.htm (data obrashcheniya: 15.04.2013).

4. Birzhakov M.B., Nikiforov V.I. Industriya turizma: Perevozki. SPb.: ID Gerda, 2007. 528 s.

5. Voinov K. Potentsial rechnykh prostorov [elektronnyy resurs] Gazeta «Transport Rossii», № 4, 2011 g. URr:http://www.transportrussia.ru/rechnoy-transport/potentsial-rechnyh-prostorov.html (data obrashcheniya: 17.04.2013).

6. Dement'ev S. Pochemu shtormit kruiznyy rynok//Tur biznes. 2013. № 1. S. 12.

7. Dmitrieva I. Na melkovod'e [elektronnyy resurs] Gazeta «Transport Rossii», № 11, 2012 g. URT: http:// www.transportrussia.ru/rechnoy-transport/na-melkovode.html (data obrashcheniya: 17.04.2013).

8. O rassmotrenii kontsepta proekta novogo kruiznogo passazhirskogo teplokhoda dlya raboty na linii Moskva - Sankt-Peterburg - Astrakhan' [elektronnyy resurs] Ofitsial'nyy sayt Morskogo Inzhenernogo Byuro 1ZhG:http://www.meb.com.ua/news/news.html7639 (dataobrashcheniya: 15.04.2013).

9. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik: stat. sbornik / Gos. kom. Ros. Federatsii po statistike (Goskomstat Rossii). 2012. 786 s.

10. Rossiya ´2013: Stat. spravochnik/Rosstat. M., 2013. 62 s.

11. Podprogramma «Vnutrenniy vodnyy transport» Federal'noy tselevoy programmy «Razvitie transportnoy sistemy Rossii (2010-2015 gody)» (v red. Postanovleniya Pravitel'stva RF ot 20 maya 2008 goda № 377). S. 465-540.

12. URT: http://meb.com.ua/pas.html (data obrashcheniya: 15.04.2013).

13. URT: http://www.wheelships.ru (data obrashcheniya: 15.04.2013).

14. URT: http://www.riverfleet.ru (data obrashcheniya: 15.04.2013).

15. URT: http://rus-shipping.ru/ru/infstruct/program (data obrashcheniya: 15.04.2013).

Login or Create
* Forgot password?