Рынок речных круизов в России: проблемы и пути их решения
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье исследуется современное состояние рынка речных круизов в России. Выявлены ключевые проблемы развития названного рынка, рассматриваются возможные пути их решения. Особое внимание уделено перспективным направлениям обновления речного круизного флота. Обосновывается необходимость решения рассмотренных в статье проблем для повышения конкурентоспособности круизного отдыха по сравнению с другими формами культурно-познавательного туризма.

Ключевые слова:
круизный рынок, круизное судно, конверсия, качество обслуживания
Текст

Введение

Круизный туризм, в особенности речной, является одним из наиболее перспективных видов внутреннего и въездного туризма для большинства стран Европы и России, чьи территории обладают разветвленной речной сетью. Круизный туризм относится к специальным видам туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма - рекреационный, спортивный, лечебно-оздоровительный, познавательный [3]. Круизный туризм может быть как речным, так и морским, в зависимости оттого, по каким водоемам проложен маршрут круиза. В России наиболее популярны речные круизы по Волге, Каме, Дону, Волго-Балтийскому водному пути (по маршруту Москва-Санкт-Петербург). Речной круиз представляет собой водный туристский маршрут, в общем случае многодневный, на речном судне, на котором туристу предоставляется пакет услуг перевозки, размещения и питания, развлечения на судне, наземные экскурсионные и иные туристские услуги и обслуживание [4, с. 416]. В свою очередь, рынок речных круизов является частью туристского рынка и представляет собой систему экономических отношений между круизными компаниями и туристами, предпочитающими круизный туризм.

Развитие круизного туризма в пределах России в соответствии с утвержденной постановлением Правительства РФ от 2 августа

2011 года № 644 федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» позволит привлечь дополнительно 1 млн российских и иностранных путешественников в год, однако на сегодняшний день в России наблюдается стабильное падение туристского интереса к данному виду отдыха. Только в 2012 году число туристов, отправившихся в круиз с Северного речного вокзала, уменьшилось на 19%, по сравнению с 2011 годом [6, с. 15]. В целом по России, согласно данным Росстата [5], за 2011 год число туристов на речных туристских маршрутах уменьшилось на 40,5 тыс. человек по сравнению с предшествующим годом.

Можно выделить следующие основные проблемы развития рынка речных круизов в России:

  • изношенность российского речного круизного флота (рис. 1);
  • обмеление большинства российских рек;
  • короткий период навигации в России;
  • высокая степень износа судоходных гидротехнических сооружений (СГТС) и береговой инфраструктуры;
  • низкое качество обслуживания на борту круизных судов;
  • неудовлетворительное качество наземного туристического обслуживания в городах захода судов.
Список литературы

1. Анализ работы российских речных судостроительных предприятий в XXI веке от Геннадия Егорова [электронный ресурс] Официальный сайт Информационно-аналитического агентства «В окияне-море» URL:http://www.publicsea.ru/news/analiz_raboty_rossiiyskih_rechnyh_sudostroitelnyhjredpriyatiiy_v_XXI_v gennadiya_egorova_22-16-04.htm (дата обращения: 17.04.2013).

2. Анисимов К. О., Егоров Г. В., Ефремов Н.А. Строительство новых судов с использованием элементов судов-доноров — реальный путь сохранения российских речных круизов [электронный ресурс] URL: littp:// www.mosturflot.ru/articles/14261 (дата обращения: 15.04.2013).

3. Бабкин А.В. Специальные виды туризма [электронный ресурс] URL: http:// http://tourlib.net/books_tourism/ babkinl2.htm (дата обращения: 15.04.2013).

4. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки. СПб.: ИД Герда, 2007. 528 с.

5. Воинов К. Потенциал речных просторов [электронный ресурс] Газета «Транспорт России», № 4, 2011 г. URr:http://www.transportrussia.ru/rechnoy-transport/potentsial-rechnyh-prostorov.html (дата обращения: 17.04.2013).

6. Дементьев С. Почему штормит круизный рынок//Тур бизнес. 2013. № 1. С. 12.

7. Дмитриева И. На мелководье [электронный ресурс] Газета «Транспорт России», № 11, 2012 г. URT: http:// www.transportrussia.ru/rechnoy-transport/na-melkovode.html (дата обращения: 17.04.2013).

8. О рассмотрении концепта проекта нового круизного пассажирского теплохода для работы на линии Москва — Санкт-Петербург — Астрахань [электронный ресурс] Официальный сайт Морского Инженерного Бюро 1ЖГ:http://www.meb.com.ua/news/news.html7639 (датаобращения: 15.04.2013).

9. Российский статистический ежегодник: стат. сборник / Гос. ком. Рос. Федерации по статистике (Госкомстат России). 2012. 786 с.

10. Россия ´2013: Стат. справочник/Росстат. М., 2013. 62 с.

11. Подпрограмма «Внутренний водный транспорт» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)» (в ред. Постановления Правительства РФ от 20 мая 2008 года № 377). С. 465-540.

12. URT: http://meb.com.ua/pas.html (дата обращения: 15.04.2013).

13. URT: http://www.wheelships.ru (дата обращения: 15.04.2013).

14. URT: http://www.riverfleet.ru (дата обращения: 15.04.2013).

15. URT: http://rus-shipping.ru/ru/infstruct/program (дата обращения: 15.04.2013).

Войти или Создать
* Забыли пароль?