THE BORDER BETWEEN PUBLIC AND PRIVATE: WHAT THE CAESAR SHOULD NOT ENTER INTO
Abstract and keywords
Abstract (English):
Stat'ya, ottalkivayas' ot dvadcat' pervogo stiha dvadcat' vtoroy glavy Evangeliya ot Matfeya, stavit fundamental'nyy vopros v oblasti gosudarstvenno-religioznyh otnosheniy: «chto est' Bozh'e, a chto kesarevo» i gde gran' mezhdu odnim i drugim. Avtor predprinyal popytku pokazat' problemnost' i nedochety «klassicheskogo vzglyada» i predlozhil inuyu perspektivu: Bozh'e prinad- lezhit kesaryu, a kesarevo – Bogu. Stat'ya rassmatrivaet problemu sootnosheniya obyazatel'stv i svobody s tochki zreniya religioznogo soznaniya: s odnoy storony, eti ponyatiya kazhutsya diametral'no protivopolozhnymi, s drugoy storony, hristianskiy prizyv k svobode mozhet byt' interpretirovan kak summa obyazatel'stv po otnosheniyu k okruzhayuschim i k Bogu. Buduchi vosprinya- toy takim obrazom, hristianskaya nravstvennost' upodoblyaetsya sisteme social'nyh ogranicheniy, narushenie kotoryh privodit k nakazaniyu so storony gosudarstva. Oznachaet li eto, chto gosudarstvo i religiya, ponuzhdaya cheloveka k soblyudeniyu teh ili inyh norm, dvizhutsya v odnom i tom zhe rusle, ili zhe est' principial'nye razlichiya mezhdu predstavleniyami o dobrodetel'nom hristianine i dobrodetel'nom grazhdanine? Stat'ya fokusiruet vnimanie na probleme podchineniya i iskrennosti: ortopraksiya ne yavlyaetsya «nalogom», kotoryy chelovek dolzhen uplatit' Bogu. «Syne, dazhd' Mi tvoe serdce», vot chto nuzhno Vsevyshnemu – i gosudaryu

Keywords:
Bog, kesar', pravo, svoboda, iskrennost', podchinenie
Text

«Отдавайте Богу Божье, а кесарю – кесарево» (Мф. 22:21). Над этими словами задумывались не только экзегеты древности, но и, пожалуй, каждый современный человек. А как иначе? Ведь как истинный учитель Господь дал заповедь чуть-чуть не договоренной, как бы не завершенной, подобно тому, как подвел к Адаму безымянных животных, давая ему право самому увидеть суть и «завершить» их создание, дав им имена (Быт. 2:19–20). Сначала кажется, что всё предельно просто – «Бога бойся, царя чти» (Пет. 2:17) 2 ; «Итак, отдавайте всякому должное: кому по́дать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13:7). Казалось бы, всё понятно – Богу поклонение, или, как сказал Соломон, «свое сердце» (Притч. 23:26), царю – подать (3 Цар. 9:15) и «подчеркнутое ува- жение» 3 . Но при ближайшем рассмотрении все становится чуть сложнее, чем кажется: как «бог»

References

1. Akvinskiy Foma. Summa teologii. M., El'ga, Nika-Centr. 2003.

2. Antiohiyskiy (episkop) Ignatiy. Pis'ma i poslaniya. SPb.: izd. knigoprodavca I. L. Tuzova, 1902.

3. Bryanchaninov Ignatiy. Otechnik. SPb., 1889.

4. Deyaniya Makonskogo sobora.URL: http://www.documentacatholicaomnia.eu/04z/z_0581-0583__Concilium_Matisconense__Documenta__LT.doc.html (data obrascheniya: 07.10.2016).

5. Dostopamyatnye skazaniya o podvizhn. sv. otcov. M., 1845.

6. Egorov Vladimir. Pravoslavnaya kul'tura. Obninsk: Titul, 2007.

Login or Create
* Forgot password?