Граница между публичным и приватным: куда не должен входить кесарь
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья, отталкиваясь от двадцать первого стиха двадцать второй главы Евангелия от Матфея, ставит фундаментальный вопрос в области государственно-религиозных отношений: «что есть Божье, а что кесарево» и где грань между одним и другим. Автор предпринял попытку показать проблемность и недочеты «классического взгляда» и предложил иную перспективу: Божье принад- лежит кесарю, а кесарево – Богу. Статья рассматривает проблему соотношения обязательств и свободы с точки зрения религиозного сознания: с одной стороны, эти понятия кажутся диаметрально противоположными, с другой стороны, христианский призыв к свободе может быть интерпретирован как сумма обязательств по отношению к окружающим и к Богу. Будучи восприня- той таким образом, христианская нравственность уподобляется системе социальных ограничений, нарушение которых приводит к наказанию со стороны государства. Означает ли это, что государство и религия, понуждая человека к соблюдению тех или иных норм, движутся в одном и том же русле, или же есть принципиальные различия между представлениями о добродетельном христианине и добродетельном гражданине? Статья фокусирует внимание на проблеме подчинения и искренности: ортопраксия не является «налогом», который человек должен уплатить Богу. «Сыне, даждь Ми твое сердце», вот что нужно Всевышнему – и государю

Ключевые слова:
Бог, кесарь, право, свобода, искренность, подчинение
Текст

«Отдавайте Богу Божье, а кесарю – кесарево» (Мф. 22:21). Над этими словами задумывались не только экзегеты древности, но и, пожалуй, каждый современный человек. А как иначе? Ведь как истинный учитель Господь дал заповедь чуть-чуть не договоренной, как бы не завершенной, подобно тому, как подвел к Адаму безымянных животных, давая ему право самому увидеть суть и «завершить» их создание, дав им имена (Быт. 2:19–20). Сначала кажется, что всё предельно просто – «Бога бойся, царя чти» (Пет. 2:17) 2 ; «Итак, отдавайте всякому должное: кому по́дать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13:7). Казалось бы, всё понятно – Богу поклонение, или, как сказал Соломон, «свое сердце» (Притч. 23:26), царю – подать (3 Цар. 9:15) и «подчеркнутое ува- жение» 3 . Но при ближайшем рассмотрении все становится чуть сложнее, чем кажется: как «бог»

Список литературы

1. Аквинский Фома. Сумма теологии. М., Эльга, Ника-Центр. 2003.

2. Антиохийский (епископ) Игнатий. Письма и послания. СПб.: изд. книгопродавца И. Л. Тузова, 1902.

3. Брянчанинов Игнатий. Отечник. СПб., 1889.

4. Деяния Маконского собора.URL: http://www.documentacatholicaomnia.eu/04z/z_0581–0583__Concilium_Matisconense__Documenta__LT.doc.html (дата обращения: 07.10.2016).

5. Достопамятные сказания о подвижн. св. отцов. М., 1845.

6. Егоров Владимир. Православная культура. Обнинск: Титул, 2007.

Войти или Создать
* Забыли пароль?