ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF THE DOMESTIC FILM INDUSTRY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The formation of scientifically grounded approaches to improve the management of the film industry needs to analyze the contemporary state of film industry in order to identify its most important problems and untapped opportunities for further dynamic and effective development. The analysis of the status and trends of Russian cinema-business development, the peculiarities of its historical development and study of logic interdependent processes are relevant prerequisites for solving the problem of forming of risk management system of project im- plementation; because in many cases these risks are caused by the specificity of Russian cinema and features of its functioning. The article is devoted to the analysis of the contemporary state of the domestic film industry based on which it is possible to make the conclusion about the need to improve management. The author analyzes the main economic indicators of the industry and describes the main development trends and their positive and negative features. The author studies thoroughly such indicators as dynamics of film distribution in the Russian film market, divided into the percentage of domestic and foreign films, attendance of cinemas in Russia, the number of cinemas and particular cinema hall in the country, takings of the Russian and foreign film projects, the production facilities of film studios, etc. A detailed analysis of the statistical data for the last 10 years allows the author to make the main conclusion about the origin of real prerequisites for the formation and development of scientifically based management systems in general and risk management system in particular in the production of Russian film projects.

Keywords:
cinema production, film production, film branch, management of film project production, film dis- tribution
Text

О состоянии российской киноиндустрии в целом можно судить по следующим показателям:

  • доля российских фильмов в репертуаре кинотеатров;
  • посещаемость кинотеатров;
  • сумма кассовых сборов;
  • бюджеты на производство кинофильмов и их продвижение на кинорынке.

Прежде всего следует сделать ремарку о том, что открытость и доступность, а также степень детализации информации в киноотрасли невысока, что обусловливает ограниченность стати- стических данных, необходимых для проведения аналитического исследования. Значения различных показателей, характеризующих развитие отрасли, могут существенно различаться в зависимости от источника используемой информации. Основной источник информации для получения статистических данных - Ежегодник о киноотрасли России «КиноСтатистика», который выпускается компанией Movie Research Company совместно с Главным информационно-вычислительным центром.

В период с 2005 по 2010 гг., период относительной стабильности в экономике страны в целом и условного подъёма в отечественном кинопроизводстве в частности, доля отечественных фильмов в репертуаре кинотеатров колебалась в районе 20-23%. Однако с 2012 г. этот показа- телснизился до 18%, несмотря на увеличение общего числа производства российских кинолент. С 2012 по 2014 гг. восстановления данного показателя до былого уровня так и не произошло (таблица 1).

Несмотря на рост количества реализуемых кинопроектов в российском кинематографе, темпы его развития совпадают с динамикой развития глобального кинорынка, что не позволяет существенно увеличить его долю на рынке отечественного кинопроката. Статистические данные показывают, что с 2007 г., без учета некоторых разовых значительных колебаний (как например, резкий скачок в 2011 г.), уровень проката отечественных фильмов остаётся неизменным в среднем на уровне 85 кинокартин в год.

Руководство отечественной киноиндустрией несколько последних лет вынашивает идею о возможности искусственного механизма регулирования отечественного кинопроката посредством введения квотирования на количество прокатываемых зарубежных и отечественных фильмов. Озвучивались проекты нескольких реформ, например, предлагалось ввести ограничения на прокат голливудских фильмов, ввести дополнительный налог на прокат иностранных фильмов или отменить льготу по налогу на добавленную стоимость билетов на киносеансы зарубежного производства. Однако на законодательном уровне данные проекты так и продолжили оставаться только проектами.

Первый реальный шаг в направлении разви- тия данного тренда был сделан в начале октября 2015 г. - было подписано соглашение между кинотеатрами и руководством отрасли о добровольном вводе квот на прокатываемые кинотеатрами фильмы. Соглашение было одобрено Фондом кино, подписано министром культуры Владимиром Мединским и профильной ассоциацией кинотеатров «Киноальянс», включающей в себя целый ряд крупных кинотеатров страны («Люксор», «Пять звезд», «Киномакс» и др.). Первоначально предложение Минкультуры заключалось в следующем: не менее 25% сеансов российских фильмов в репертуаре кинотеатров в год и не менее 15% каждый месяц. Однако в ходе обсуждений было решено снизить пороговое значение доли российских фильмов в прокате до 20%.

 

 

 

References

1. Zubko M.Yu. Investirovat’ ne v fil’my, a v strategiyu [Invest not in films, but in strategy] // Menedzher kino [Cinema manager]. 2008. № 41. P. 26-30.

2. Kortunov V.V. Chelovek mezhdu real’nost’ju i kiberprostranstvom [Person between reality and cyberspace] // Sovremennye issledovanija social’nyh problem (jelektronnyj nauchnyj zhurnal) [Modern research of social problems (electronic scientific journal)]. 2013. № 1 (21). p. 3.

3. Kortunov V.V. Kul’tura Rossii v sisteme ekonomicheskikh tsennostei [Culture of Russia in the system of eco- nomic values] // Collected articles: Fundamental’nye problemy kul’turologii v 4-kh tomakh [Fundamental problems of culture science in 4 volumes]. Sankt-Peterburg, 2008. P. 348-358.

4. Krol A.V. Finansirovanie kinoproektov - dve chasti edinogo protsessa [The financing of film projects - two parts of a single process] // Menedzher kino[Cinema manager]. 2007. № 1 (27). P. 20-32.

5. Sidorenko V.I., Ogurchikov P.K. Professiya - prodyuser kino i televideniya. Prakticheskie podkhody [Profes- sion: producer of cinema and television. Practical approaches]. M.: YuNITI-DANA, 2010. 711 p.

6. Kortunov V., Fedulin A.A Critical Analysis of the Impact of Elecommunications on the Worldview of Russian Society // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 15. № 10. Р. 1389-1395.

7. Movie Research Company and the main Information and Computing Center Yearbook about the film indus- try of Russia « KinoStatistika 2013» [Film Statistics 2013], М., 2013. 160 p.

8. Movie Research Company and the main Information and Computing Center Yearbook about the film indus- try of Russia « KinoStatistika 2009» [Film Statistics 2009]. М., 2009. 160 p.

9. Zorina N.M., Kortunov V.V. The Issues of Methodology of a Discourse-Analysis in Teaching of Professional Speech to the Students of Non-Philological Specialties // Middle East Journal of Scientific Research. 2014. V. 19. № 4. P. 554-559.

Login or Create
* Forgot password?