Историко-герменевтический очерк философии фальсафа на примере «княжьих зерцал» (наставления правителям) Абу-хамида Мухаммада Аль-газали Ал-туси: герменевтический код
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Серия статей «Историко-герменевтический очерк философии Фальсафа» посвящена изучению труда Абу Хамида Мухаммада аль-Газали ал-Туси «Насихат аль Мулюк». Персидский философ XI в. Абу Хамид аль-Газали вошел в историю науки как один из самых ярких представителей мусульманской апологетики средневековья. Изучение его работ позволяет обратиться к разным аспектам жизни мусульманского Востока средневековья. Один из самых известных его трудов — «Насихат аль Мулюк», который входит в состав фундаментального теологического изыскания аль-Газали «Эликсир счастья», принадлежит к жанру средневековой арабо-мусульманской письменности — так называемым «княжьим зерцалам», который представляет собой упрощенное переложение основополагающих философских взглядов мыс- лителя о государстве и политике — на язык, понятный простому человеку, и помогающий через серию аллегорий и повествовательных историй постигнуть на практике сущность управления страной. Про- веденный в статье герменевтический анализ «Насихат аль Мулюк» вскрывает уникальный подход вы- дающегося персидского философа к определению сложных морально-этических понятий, лежащих в ос- нове искусства управления государством. В качестве основы анализа берется методологический подход французского философа и литературного критика Ролана Барта. В первой и второй части очерка при- водится история возникновения и развития философии Фальсафа, а также изложение основ герменев- тического учения Ролана Барта, которое легло в основу инструменталистики анализа.

Ключевые слова:
герменевтика, философия Фальсафа, Газали, Ролан Барт, семантика, Ислам, се- миотика, восточная культура, ихйя
Текст

Опираясь на систему герменевтического анализа Ролана Барта, мы выявили круг базовых и опорных понятий аргументации аль-Газали, на которых он выстраивает Наставление и дает свое определение системы власти. Анализируемые семантические концепты аль-Газали многосложны и определяются через призму нескольких понятий.

Список литературы

1. Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Наставление правителям и другие сочинения. Пер. с арабского. М., 2004. 302 с.

2. Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Ат-Тибр ал-Масбук фи насиха ал-мулюк // Пер. с персидского на арабский: аноним // Под ред.: Ахмад Шамс ат-Дин. Бейрут: Дарал-китаб аль-‘алямия, 1988, 132 сухуф.

3. Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Эликсир счастья. Часть 1–2. Пер. с перс., вступ. ст., коммент. и указ. А. А. Хисматулина. СПб.: Петербургское востоковедение, 2007. 466 с.

4. Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Воскрешении религиозных наук / Пер. с арабского Насырова И. Р. Т. 1, ч. 1. М., 2007. 584 с.

5. Библиография

6. Барт Р. S/Z / Пер. с фр. Г. К. Косикова и В. П. Мурат; Под ред. Г. К. Косикова. 3е изд. М.: «Академический Проект», 2009. 373 с.

7. Габитова Р. М. «Универсальная» герменевтика Фридриха Шлейермахера» // Герменевтика: история и современность. М.: «Мысль», 1985. С. 61–97.

8. Игнатенко А. А. В поисках счастья: Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. М.: Мысль, 1989. 254 с.

9. Игнатенко А. А. Как жить и властвовать. М.: Прогресс, 1994. 348 с.

10. Игнатенко А. А. Обман в контексте арабо-исламской культуры средневековья (по материалам «княжьих зерцал») // Одиссей. Человек в истории. 1993. Образ «другого» в культуре. М.: «Наука», 1994.

11. Игнатенко А. А. Проблемы этики в «княжьих зерцалах» // Бог-человек-общество в традиционных культурах Востока. М.: Восточная литература, 1993. С. 178–199.

12. Керимов Г. М. Аль-Газали: религиозно-философские взгляды // Керимов Г. М. Аль-Газали и суфизм. Баку, 1969. С. 71–100.

13. Кирабаев Н. С. Философия власти: ал-Маварди и аль-Газали // Сравнительная философия. Моральная философия в контексте многообразия культур. М., 2004.

14. Кирабаев Н. С. Соотношение власти и авторитета в политическом учении аль-Газали // Человек как философская проблема: Восток — Запад. М., 1991.

15. Кирабаев Н. С. Теория государства в мусульманском правоведении //Классический ислам. Традиционные науки и философия. М., 1988. С. 9–47.

16. Конурбаев М. Э. Библия Короля Иакова в лингвопоэтическом освещении: Спецкурс (учебно-метод. пособие). М.: Диалог-МГУ, 1998. [Konurbaev M. E. Biblija Korolja Iakova v lingvopojeticheskom osveshhenii: Speckurs (uchebno-metod. posobie). M.: Dialog-MGU, 1998].

17. Конурбаев М. Э. Библия короля Иакова: литературный плагиат, политический манифест или библиографическое открытие? // Библия короля Иакова: 1611–2011. Культурное и языковое наследие / отв. ред. д-р филол. наук Е. Б. Яковенко. М.: БукиВеди, 2013. С. 75–86.

18. Конурбаев М. Э. Стиль и тембр текста. М.: МАКС-ПРЕСС, 2001.

19. Конурбаев М. Э. Тембральная организация английской речи (на материале Библии Короля Иакова). Дисс. … канд. филол. наук. М., 1993.

20. Конурбаев М. Э., Конурбаев С. М. Историко-герменевтический очерк философии «Фальсафа» на примере «княжьих зерцал» («насихат аль мулюк») Абу-Хамида Мухаммада аль-Газали ал-Туси: история и методология // Сервис Plus. Т. 8. 2014. № 3.

21. Конурбаев М. Э., Конурбаев С. М. Историко-герменевтический очерк философии «Фальсафа» на примере «княжьих зерцал» («насихат аль мулюк») Абу-Хамида Мухаммада аль-Газали ал-Туси: семный анализ // Сервис Plus. Т. 8. 2014. № 4.

22. Шлейермахер Ф. Герменевтика. / Пер. с нем. А. Л. Вольского. Научный редактор Н. О. Гучинская. СПб.: «Европейски Дом», 2004. 242 с.

23. Binder L. Al-Ghazzali’s Theory of Islamic Government. Muslim World, 45, 1955, pp. 229–241.

24. Crone Patricia. Did al-Ghazali write a Mirror for Princes? On the Authorship of Nasihat al-Muluk // Jerusalem Studies of Arabic and Islam, 10, 1987, pp. 167–197.

25. Fuad Baali. Society, State, and Urbanism: Ibn Khaldun’s Sociological Thought. USA: SUNY Press, 1988, 175 p.

26. Hillenbrand C. A little-known Mirror for Princes of al-Ghazali // Festschrift für Gerhard Endress, Leuven, 2004, pp. 591–99.

27. Hillenbrand C. Islamic Orthodoxy or Realpolitik? Al-Ghazali’s Views on Government // Journal of Persian Studies, 1988. pp. 81–94

28. Lambton, Ann K. S.. The Theory of Kingship in the Nasihat-ul-Muluk of Ghazali // The Islamic Quarterly, 1, 1954, pp. 47–55

29. Muhsin S. Mahdi. Alfarabi and the Foundation of Islamic Political Philosophy. — London: University of Chicago Press, 2001, 264 p.

30. Sherwani, H. K. El-Ghazali on the Theory and Practice of Politics // Islamic Culture, 9, 1935, pp. 450–74

Войти или Создать
* Забыли пароль?