Особенности инноваций в сфере услуг (на примере индустрии гостеприимства)
Рубрики: Сервис
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблематике инноваций в сфере услуг, в частности в индустрии гостеприимства. Актуальность исследования обусловливается несформированностью методологических аспектов исследования индустрии гостеприимства; а также отсутствием в российской научной литературе классификаций инноваций с учетом сервисного характера деятельности данных предприятий. В статье проанализирована публикационная активность по вопросам исследования сервисных инноваций; представлены отличительные характеристики инновационной деятельности предприятий сферы услуг; описаны ассимиляционный и разграничительный подходы к определению методологии инноваций в сфере услуг и их соотнесением с производственными; в качестве наиболее приемлемого в современных условиях «сервисизации» сферы материального производства и «индустриализации» сферы услуг предложен синтетический подход, который соединяет в себе оба вышеописанных и при этом признает значимость услуг и сервисных секторов для всех отраслей экономики; предложены направления развития инноваций предприятиями индустрии гостеприимства.

Ключевые слова:
сервисные инновации, методология инноваций, ассимиляционный подход, разграничительный подходы, синтетический подход, предприятия сферы гостеприимства
Текст

В последнее время много говорят о важности инноваций для развития и совершенствования российских компаний. Не являются исключением и предприятия индустрии гостеприимства.

Изучение проблематики индустрии гостеприимства является особо актуальным ввиду относительной новизны данного понятия для российской практики, а также имеющегося у нашей страны потенциала для развития этой индустрии. Неудивительно, что ученые постепенно начинают выбирать индустрию гостеприимства в качестве объекта своих исследований. Однако, по нашему мнению, методологические аспекты исследования индустрии гостеприимства не до конца сформированы: в частности, не сложилось четкого понимания отличительных характеристик индустрии гостеприимства, затруднительным остается выделение ее структуры. Неразрешенность этих проблем значительно осложняет дальнейшее исследование, в частности изучение вопросов инновационной деятельности в индустрии гостеприимства.

На наш взгляд, главной отличительной особенностью инноваций в индустрии гостеприимства является их сервисный характер.

Список литературы

1. Бездудный Ф.Ф., Смирнова ГЛ., Нечаева О.Д. Сущность понятия инновация и его классификация // Инновации. 1998. №2-3. С. 3-13.

2. Зорин И.В., Квартальное В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. Рос. междунар. акад. туризма. М.: Финансы и статистика, 2003. 364 с.

3. Кобяк М.В., Лайко М.Ю. Технологический прогресс как фактор инноваций в гостиничном бизнесе // Российское предпринимательство (электронный журнал). 2012. №18 (240). URL: http://www.creativeconomy.ru/ articles/29797/ (дата обращения: 19.08.2014).

4. Лесникова О.В. Управление инновациями на предприятиях индустрии гостеприимства: Дис.... канд. экон. наук: 08.00.05. М, 2009. 173 с.

5. Майлс Й. Сервисные инновации в XXI веке//Форсайт. 2011. №2. С. 4—15.

6. Малахова Н.Н., УшаковД.С. Инновации в туризме и сервисе: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., доп. и пере-раб. Ростов н/Д: МарТ, 2010. 244 с.

7. Немцовский Б.Л. Инновации: способность предложить новое качество // Отель. 2010. №7. С. 17—22.

8. Елканова Д.И. [и др.]. Основы индустрии гостеприимства: Учебное пособие. М: Дашков и Ко, 2009. 248 с.

9. Пашигорева Т.Н. Проблемы организации инновационной деятельности в сфере услуг // Проблемы современной экономики (электронный журнал). 2006. №1—2. URL : http://www.m-economy.ru (дата обращения: 18.09.2014).

10. Похомчикова Е.О. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства // Актуальные проблемы современной экономики и менеджмента: материалы заоч. международ, науч. конф., Иркутск, 19 апр. 2013 г. / под науч. ред. Т.Д. Бурменко. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. С. 155-162.

11. Похомчикова Е.О. К вопросу о специфике индустрии гостеприимства // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). 2014. №1. URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx7icN18742 (дата обращения: 18.09.2014).

12. Скобкин С.С. Есть ли у нас индустрия гостеприимства? // Парад отелей. 2000. №4. С. 1—6.

13. СкульмовскаяЛ.Г., Кудинова О.С. Концептуально-методологические подходы к изучению инноваций в гостиничном сервисе // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). 2012. №3. URL: http://sisp.nfcras.rU/e-ru/issues/2012/3/kudinova.pdf. (дата обращения: 18.09.2014).

14. Тлехурай-Бергезова Л. Т. Особенности инновационных процессов в современной сфере услуг // Вестник адыгейского государственного университета. Сер. 5: Экономика (электронный журнал). 2011. №2. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-innovatsionnyh-protsessov-v-sovremennoy-sfere-uslug. (дата обращения: 18.09.2014).

15. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебникдля вузов. 5-е изд., испр. и доп. СПб.: Питер, 2005. 447 с.

16. Barras R. Towards a Theory of Innovation in Services //Research Policy. 1986. №15. P. 161—173.

17. Miles I. Services in the New Industrial Economy // Futures. 1993. №25 (6). P. 653-672.

Войти или Создать
* Забыли пароль?