Статья посвящена поиску причин утраты женственности героинями с комплексом Медеи. Автор рассматривает различные вариации сюжета о женщине, мстящей мужу за предательство, в мифе, трагедиях Еврипида, Ж. Ануя, постановке Ю. Любимова в театре на Таганке, в ТЮЗе. Показано, что в мифе месть Медеи мужчине за предательство возвышенна и освящена Гелиосом. В творении Еврипида, созданном при патриархате, отношение автора трагедии «Медея» к героине меняется: он сочувствует жене Ясона, включая в действие монолог Медеи, обращенный к подругам, но и осуждает убийство женой Ясона детей через голос хора. Образ героини еще возвышен и вызывает сочувствие. Ю. Любимов берет за основу трагедию Еврипида, но делает намек на то, что трагедия Медеи происходит и в наши дни. В постановке Камы Гинкаса акцент сделан не на светлых подвигах любви жены Ясона, а на ее злодействах. Автор статьи считает, что изменение трактовки образа Медеи связано с переменой времени и культурных ценностей. Восприятие Медеи как неженственного существа автор связывает с победой патриархата и христианской религией. Автор выражает свое согласие с религиозным учением христиан и делает вывод, что сегодня тип жены Ясона надо признать отрицательным примером, показывающим, что месть, убийство, отсутствие материнского долга несовместимы с понятием женственности. Автор доказывает актуальность выявления комплекса Медеи в современном мире и борьбы за его правильную этическую и эстетическую оценки.
комплекс Медеи, несправедливость, женственность, месть, возмездие, смена культур, христианские ценности, смирение
Тема данной работы соответствует цели — определить причины утраты женственности героиней античной трагедии и дать этическую оценку данного явления. В первой части предметом нашего исследования будет образ Медеи в художественной литературе: мифе, трагедии Еврипида «Медея», постановке Ю. Любимова в театре на Таганке (Медею играла Любовь Селютина, роль Ясона исполнял Александр Трофимов, Креонта играл Валерий Золотухин) и интерпретации в ТЮЗе (режиссер Кама Гинкас, Медея — Екатерина Карпушина, Ясон — Игорь Гордин, Креонт — Игорь Ясулович), а также стихах современных поэтов И. Лесной-Ивановой и Т. Корзо. Мы выбрали наиболее известных авторов, хотя тема Медеи была основой очень многих произведений. «Медея — действующее лицо трагедий Софокла «Колхидянки»» (фр. 337– 346 Радт), «Скифы» (фр. 546–549 Радт), «Зельекопы » (фр. 534–536 Радт, описано приготовление ядовитых трав), Еврипида «Медея» и «Эгей» и Сенеки «Медея» [3]. В древности на тему этого мифа были также созданы произведения: Акций («Медея, или Аргонавты»), Энний («Медея-изгнанница»), Диоген Синопский, Неофрон Сикионский, Антифрон, Каркин Младший писали трагедию под названием «Медея». Темы Медеи касался Овидий, сочинивший письмо Медеи Ясону. Интересно, что Эпихарм, Ринфон и еще семь авторов написали на данную тему комедии, а не трагедии. В период классицизма появляется трагедия Корнеля «Медея» (1635). Всплеск интереса к трагедии Медеи приходится на конец XVIII– XIX вв. Жозе Антониу да Силва, пьеса «Чары Медеи» (1735), Дж. Б. Никколини — трагедия «Медея» (1825). Уильям Моррис — поэма «Жизнь и смерть Ясона» (1867), Ф.М. Клингер — драмы «Медея в Коринфе» (1786) и «Медея на Кавказе» (1791) Франц Грильпарцер — пьеса «Золотое руно» (1822).
1. Àrmuri.wordpress: [ñàéò] URL: http://armuri.wordpress.com/2010/04/24/101 (Accessed on August 10, 2013).
2. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. М.: Высшая школа, 2002. 511 с.
3. Wikipedia: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Медея (Accessed on August 9, 2013).
4. Думанов Х.М. и Першиц А.И. Матриархат: новый взгляд на старую проблему. URL: http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VRAN/MAMMAMIA.HTM (дата обращения: 10.08.2013).
5. Еврипид. Медея. Ипполит. Вакханки. М.: Азбука-классика, 2004. 252 с.
6. Lib: [сайт] URL: http://www.lib.ru/INPROZ/KAMU/zapisnye_knizhki.txt_with-big-pictures.html (дата обращения: 10.08.2013).
7. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М.: Эксмо-Пресс, 2000. 541 с.
8. Abc-people: [сайт] URL: http://www.abc-people.com/data/kuprin/gr-br-txt.htm (дата обращения: 10.08.2013).
9. Лесная-Иванова И. Дары вдохновения. М.: ИПО «У Никитских ворот», 2013. 332 с.
10. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Кн. 2. М.: Фолио, 2000. 675 с.
11. Лосев А.Ф. Античная литература. Под ред. проф. Тахо-Годи. 7-е изд-е. М: ЧеРо, 2005.
12. Нуруллина Г. Женщина в исламе. М.: Умма, 2003. 382 с.
13. Статистика о разводах в России. URL: http://www.echo.msk.ru/blog/echomsk/1003600-echo (дата обращения: 10.08.2013).
14. Статистика об убийствах детей матерями: URL: http://pro-volgograd.com/skazki/skazki-pro-zhenskuyu-dolyu/materi-detoubiytsy-norma-matriarhata.html (дата обращения: 10.08.2013).
15. Статистика о содержании мужьями жен и детей после развода в других странах: URL: http://www.segodnya.ua/world/kak-razvodjatcja-v-raznykh-ctranakh.html (дата обращения: 10.08.2013).