АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СМИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В XXI в. развитие СМИ достигло больших успехов, это поставило их на одну ступень с такими факторами культуры, как религия, литература, искусство, которые непосредственно обобщают общественные явления. СМИ стали лидерами в сфере идеологического влияния на личность и общество, передатчиками достижений культуры и активными элементами влияния на принятие социумом различных культурных ценностей. Изучение аксиологической функции СМИ актуально, поскольку в XXI в. они стали наиболее популярной формой межкультурного контакта и общения индивидуума с духовным, материальным и историческим опытом поколений, наций государства. Однако наряду с бесспорной пользой у данного явления есть и существенные негативные аспекты. В частности, это угроза подмены реальных духовных и социальных ценностей искусственными, зависящими от установок мировоззрения авторов. Одновременно наблюдается размежевание и разделение ценностей культуры в зависимости от потребностей определенного общественного класса, социальной группы. Поэтому весьма актуально изучение аксиологических функций СМИ, когда существует демократическое многоканальное общество. Изучение аксиологически-креативной функции СМИ— одно из течений философских исследований современности, поэтому нужна специфическая методология, позволяющая гарантировать действенный способ аксиологических изучений масс-медиа. Приобщение СМИ миллионов людей к самым актуальным проблемам и ценностям оставляют свой отпечаток на целостности ориентации социума, а следовательно формирует направления развития культуры. Творческая, эффективная деятельность в современных условиях немыслима без масс-медиа, поскольку вне их нет ни согласованности поступков общественных групп, ни формирования согласованных мировоззренческих и идеологических установок.

Ключевые слова:
СМИ, личность, общество, философия
Текст

Понятие ценностей явлений мира, жизни человека, его целей и смысла жизни - один из важных разделов философии. Предметом многочисленных исследований эта проблема стала в XIX в., обретя название аксиологической [1]. Проблема ценностей общества в конце XIX - начале XX вв. стала одной из главных в творчестве русских философов Н. Бердяева, С. Франка, Г. Шпета и др.

 

Немецкий философ Ф.К. фон Ринтелен в 1963 г. на XIII Международном философском конгрессе в Мехико сказал, что вопрос философии, затрагивающий ценности человечества, интересует всех философов Востока и Запада [2, с. 144].

 

Сегодня современное человечество имеет новое мышление, философы призывают к единым общечеловеческим ценностям. Проблема их изучения с позиции философии - не временное увлечение, а жизненная необходимость, продиктованная включением нашей страны в общемировую систему ценностей. Сегодня в мировом сообществе происходят процессы ухода от ценностей авторитарных режимов, возврату к ценностям, связанным с христианскими концепциями, процесс участия всех граждан социума в принятых народами Запада ценностях демократических свобод. Своеобразной лакмусовой бумагой определения этих процессов с позиции философии яв-

Список литературы

1. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. М., 2001.

2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

3. Копнин П. В. Диалектика как логика и теория познания. М., 2011.

4. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1998.

5. Оссовский В. О. Массовая информация и общественное мнение молодежи. К., 1989.

6. Проблема ценности в философии. Сб. статей. М.-Л., 1996.

7. Поликарпов В. С, Поликарпова В.А. Феномен человека — вчера и завтра. Ростов/нД, 2006.

8. Сакулин П.Н. Философия и культурология. М., 2000.

9. Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Керимова. Лондон — Франкфурт-на-Майне — Париж — Люксембург — Москва — Минск. 1998.

10. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 2011.

11. Lassuel H.D. The Structure and Functions of Communication in Society // The Communication of Ideas. 1948. №4.

12. Merker P. Neun Aufgaben der deutschen Literaturgeschichte. Die Sozialischen Metode. Leipzig und Berlin. 1921. S. 3.

Войти или Создать
* Забыли пароль?