Актуальные методы проектирования в дизайне костюма в контексте культуры постмодерна
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена анализу методов проектирования современного дизайна костюма. Предмет исследования – творческие методы проектирования дизайна. Целью исследования является рассмотрение методов, характерных для постмодернистской культуры, которые применяются в дизайне костюма. Гипотеза исследования – характерные методы интерпретации традиции в постмодерне – эклектизм, коллаж (метод цитат), цитирование, деконструкция, пародирование, ироническая стилизация, винтаж, актуальны и для дизайна костюма. В исследовании были применены культурологический подход, рассматривающий современную проектную деятельность как часть культуры постмодернизма, системный подход, позволяющий выявить связь эстетических теорий с конкретной практикой дизайн-проектирования, эстетический подход в анализе особенностей культуры постмодернизма, искусствоведческий анализ в описании объектов дизайна костюма. В работе доказано, что современные дизайнеры костюма активно пользуются методами постмодернизма, что позволяет создавать многообразную среду, отражающую меняющиеся и разнообразные потребности человека. Анализ практики проектирования в контексте эстетики постмодернизма позволил выявить связи дизайна костюма с общекультурными процессами. Впервые были проанализированы методы проектирования в дизйне костюма, связанные с категорией комического – ироническая стилизация, пародирование, игра со смыслами, приемы остроумия, рассмотрены в связи с другими методами постмодернизма: эклектикой, коллажом, трансгрессией. Изучение актуальных методов проектирования дизайна костюма, с одной стороны, дополняет недостаточно изученные области в теории дизайна. С другой стороны, результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных программ и преподавании профессиональных дисциплин профиля «Дизайн костюма» направления 54.03.01 «Дизайн» – проектирование костюма, история дизайна, история домов моды. В дальнейшем можно будет исследовать актуальные методы проектирования в дизайне костюма в связи с экологической эстетикой.

Ключевые слова:
дизайн, методы проектирования, постмодернизм, эклектизм, коллаж, цитирова- ние, пародирование, винтаж
Список литературы

1. Тарасов А.Н. Постмодернизм в традиционных видах художественной культуры: архитектура, литература, живопись // Аналитика культурологии. 2009. № 15.

2. Oatley A. Postmodernism and Fashion [Electronic resourse]. – URL: http://www.notjustalabel.com/ editorial/postmodernism_and_fashion (as viewed: 09.04.2016).

3. Shaw G. Postmodernism: The Style Subversive [Electronic resourse]. – URL: https://www.notjustalabel. com/editorial/postmodernism-style-subversive (as viewed: 09.04.2016).

4. Свендсен Л. Философия моды. М.: Прогресс-Традиция, 2007. 256 с.

5. Данилова А.В. Традиция в контексте постмодернистской эстетической парадигмы // Вестник Ко- стромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Т. 14. 2008. № 4. С. 301–305.

6. Скьяпарелли Э. Моя шокирующая жизнь. М.: Этерна, 2008. 336 с.

7. Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. М.: Аутопан, 1993. 132 с.

8. Вайнштейн О.Б. Homo deconstructivus: философские игры постмодернизма // Апокриф. Культурологический журнал. 1992. № 2. С. 12–30.

9. Дуброва О.И., Мереняшева М.А. Русский костюм в стиле «деконструктивизм» // Перспективы науки и образования. 2014. № 3 (9). С. 151–155.

10. Свинцова Е.В. Перспективные методы проектирования костюма // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 1 (48). С. 123–128.

11. Дюсупова И.Н. Мода начала 2000-х в контексте художественной культуры позднего постмодерна // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 7 (143). С. 248–276.

12. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.: Стройиздат, 1985. 136 с.

13. Коновалова О.А. Функциональная трансформация иронии в эпоху постмодерна // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 1. С. 120–122.

14. Шапинская Е.Н., Денисов А.В. Пародия как культурный феномен: два взгляда на один предмет // Культура культуры. 2015. № 4 (8).

15. Козлова Е.Э. Винтаж – основной стиль постмодернистской эпохи модных образцов// Вестник Костромского государственного университета им. А.Н. Некрасова. Т. 16. 2010. № 1. С. 202–206.

16. Palmer A. Old clothes, New looks: Second hand Fashion/ A. Palmer, H. Clark. Berg Publishers, 2005.

Войти или Создать
* Забыли пароль?