Основными туристскими дестинациями в Российской Федерации, специализирующимися на культурно-познавательном туризме, можно считать: Московский регион, включающий г. Москву и Московскую область; г. Санкт-Петербург.

Для выявления и оценки туристских расходов внутренних и иностранных туристов в данных регионах был проведен опрос туристов в форме анкетирования.

В каждом из вышеуказанных регионов было опрошено не менее 400 туристов, включая иностранных.

Перед началом опроса было проведено сегментирование туристов по уровню туристской активности. Для этого была построена матрица туристской активности (рис. 1).

Первый критерий матрицы показывает фор-

мирование туристских потребностей, т.е. склонность туристов к потреблению дополнительных и сопутствующих услуг в рамках туристского продукта. Второй критерий матрицы — уровень туристских расходов, обеспечивающих реализацию туристских потребностей. Для целей исследования были выбраны сегменты с высоким уровнем туристских потребностей:

1)       сегмент с высоким уровнем туристских потребностей, но низким уровнем туристских расходов представлен студентами очной формы обучения;

2)       сегмент с высоким уровнем туристских потребностей и высоким уровнем туристских расходов представлен лицами, работающими в сфере производства, сфере услуг и сфере управления.

Рассмотрим расходы данных сегментов туристов в разрезе основных туристских дестинаций.