Актуальные вопросы реновации коммуникативной культуры в условиях информационного общества
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена реновации коммуникативной культуры в рамках информационного общества. Авторы рассматривают проблему девальвации речевого общения в условиях технико-технологического революционного процесса конца XX— начала XXI вв. Ими обосновывается целесообразность использования интерактивных образовательных технологий для формирования коммуникативного потенциала, совершенствования навыков общения. Заслуживает внимание обращение авторов к игровому методу как форме инициативного творческого освоения информации, лежащей в основе формирования навыков речевого взаимодействия. Достоинства игры авторы видят в возможности проявления эмоций ее участников, создании командной атмосферы, преодоления барьеров в общении, самоактуализации личности. Задача сохранения языка рассматривается в общекультурном контексте как средство сохранения национальной идентичности и ментальности с присущей им картиной мира. Говоря о смене культурозначимых парадигм, связанной с информатизацией современного общества, можно утверждать, что в его проблемном поле находится девальвация коммуникативных ценностей. Как уже отмечалось, весьма важным обстоятельством является то, что всеобщее использование информационных технологий и признание их в качестве абсолютных каналов общения создают опасность утраты традиционных форм общения с их этическими и этикетными нормами, эпистолярными жанрами, риторическими достоинствами речи, притягательностью бумажного носителя информации как знака культуры. Однако, как это ни парадоксально, именно вопреки и одновременно благодаря распространению технологической форме общения (CMC, скайп и т. д.) в последнее время наблюдается реновация классических каналов коммуникации, что находит отражение в создании цикловречеведческих дисциплин в образовательной системе всехуровней.

Ключевые слова:
реновация, коммуникативная культура, информационное общество, интерактивные технологии, компетенция, геймификация.
Текст

Для современного состояния мирового сообщества характерно всемирное развитие информации как глобального ресурса знаний.

 

Технико-технологический революционный процесс конца XX — начала XXI вв. обогатил общество такими устройствами как личные компьютеры, планшеты, смартфоны и т. д. Главным достижением явилось повсеместное распространение глобальной сети Интернет или Word Wide Web (WWW). Интернет, в свою очередь, стал крупнейшим и мощнейшим носителем информации, а также жизненно необходимым звеном коммуникации. Различные интернет сайты, поисковые платформы (Google, Yandex, Yahoo и т. д.), а также социальные сети (Facebook, Одноклассники, Lincked in и т. д.) стали неотъемлемыми источниками информации в жизни людей и дали толчок беспрепятственному общению людей из разных стран, разных земных полушарий.

 

Уникальная стадия развития общества — информационная — характеризуется лавинообразной сменой потоков знаний как результата их систематического обновления, а также возрастания роли информационных технологий.

 

Разработка концепции информационного общества началась в Японии в 1960-х гг., когда

Список литературы

1. Аникеева О. А., Краснова О. И, ФодоряА. Ю. История социальной работы. М., 2009.

2. ЕфимоваЛ.В. Аксиологические проблемы СМИ // Сервис plus. 2014. Т. 8. № 2.

3. Зорина Н.М. Использование дискурсивных матриц в формировании коммуникативной компетенции студентов // Среднее профессиональное образование. 2010. № 1. С. 30—33.

4. Зорина Н.М. К вопросу о презентации теории дискурса в рамках речеведческих дисциплин // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2009. № 3. С. 93—98.

5. Зорина Н.М. К вопросу о социолингвистическом подходе к анализу содержания коммуникативной компетенции // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 2 (25). С. 33—36.

6. Киреенкова З.А. Учебные навыки как инструмент и средство развития профессиональной компетенции // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса» 2011. № 3.

7. Новикова Н.Г., Зорина Н.М., Коршунов В.В. Использование ситуационных задач в обучении студентов созданию делового дискурса // Образование и общество. 2014. Т. 6. № 89. С. 28—32.

8. Павленок П.Д., Харитонова Т.В., Кривошеева Т.М., Аникеева О.А., Митюрникова Л.А., Шеменева О.В., Мозговая Т.М., Краснова О.Н, Фодоря А.Ю., Погребова Е.С. Качество жизни населения современной России в контексте социального государства. Отчет о НИР (Федеральное агентство по образованию). М., 2010.

9. Паудяль НЮ., Филиндаш Л.В. Актуальные условия успешного сервиса в музее.// Сервис plus. 2013. № 3. С. 78-86.

10. Паудяль Н.Ю., Филиндаш Л.В. Специфика интерактивной формы бизнес-обучения в современной образовательной среде. // Наука и образование: проблемы и перспективы развития. Тамбов. 2014. Ч. 1. С. 94-99.

11. Паудяль НЮ., Филиндаш Л.В. Инновационная методика формирования коммуникативного лидерства: интерактивные технологии обучения.// Вестник РУДН. Серия «Вопросы образования: язык и специальность». М.: РУДН. 2014. № 2. С. 70-74.

12. Пестерева Н.М., Мазаева НИ, Баврина Ю.Н, Виноградова М.В., ГориЛ.К, ГубановаЕ.А., Добрякова О.Б., Илюхина Т.П., Киреенкова З.А., Ковалева НИ, Ларионова А.А., Мухортых Е.С, Мухортых НС, Предбанникова О.И, Ривчун Т.Е., Смит Н.Л., Суслова И.А., Трубкин НА., Шишкина И.А., Романова В.И. и др. Моделирование профессиональной траектории выпускников на основе интеграции классического и бизнес-образования. Отчет о НИР (Федеральное агентство по образованию). М.,2008.

13. СтоляровД.Ю., Кортунов В.В. Культурология. М/, 1998.

14. Тартынских В.В. Коммуникативная компетентность менеджера как инструмент эффективного тимбилдинга. //Вестник университета. М.: ГУУ 2014. № 13. С. Krasnova O.N. Problems of social cohesion development. Middle East Journal of Scientific Research. 2014. T. 19. № 3.

15. Филиндаш Л.В., Паудяль НЮ. Интерактивные формы обучения в формировании коммуникативных навыков в образовательных учреждениях. // Риторика в контексте образования и культуры. Рязань, 2015. С. 263-269

16. Черкашина Т.Т., Морозова А, В. Роль и место диалогической компетентности в инновационной модели подготовки бакалавров — экономистов. // Риторика в контексте образования и культуры. Рязань, М.: 2015. С. 214-219.

17. Черкашина Т.Т., Тартынских В.В., Паудяль НЮ., Филиндаш Л.В., Морозова А.В. Интерактивные технологии эффективной коммуникации. Учебное пособие по культуре речи, деловым коммуникациям. М.: ГУУ, 2014. 210 с.

18. Zorina N.M., Kortunov V.V. The issues of methodology of a discourse-analysis in teaching of professional speech to the students of non-philological specialties. Middle East Journal of Scientific Research. 2014. T 19. № 4. С 554-559.

19. Zorina N.M., Kortunov V.V. The issues of methodology of a discourse-analysis in teaching of professional speech to the students of non-philological specialties. Middle East Journal of Scientific Research. 2014. T 19. № 4. pp. 554-559.

Войти или Создать
* Забыли пароль?