ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЫГОДЫ ОТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА С ЦЕЛЬЮ ПОСЕЩЕНИЯ ДРУЗЕЙ И РОДСТВЕННИКОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ
Рубрики: ТУРИЗМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обосновывается тезис, что туризм с целью посещения друзей и родственников является достаточно привлекательным и перспективным в экономическом плане, вопреки устоявшемуся представлению о нем как о второстепенном и малодоходном виде туризма ввиду того, что посещающие друзей и родственников туристы совершают входе поездки меньше трат, чем другие категории туристов, не пользуются коммерческими средствами размещения и предпочитают пассивное времяпрепровождение. Авторы с опорой на результаты многочисленных зарубежных исследований доказывают, что современные посещающие друзей и родственников туристы совершают в ходе поездки (с учетом трат принимающей стороны) не меньше трат, чем другие категории путешествующих. Они часто используют коммерческие средства размещения, предпочитают активное времяпрепровождение, в том числе посещение местных достопримечательностей, музеев, театров, предприятий общественного питания. В статье также выявляются и систематизируются особенности данного вида туризма, обусловливающие существенные экономические выгоды для развивающих его дестинаций. Экономические выгоды от туризма с целью посещения друзей и родственников связываются с созданием дополнительных рабочих мест, преодолением сезонности в спросе на туристские услуги, обеспечением дополнительных денежных поступлений в местные бюджеты ввиду многократности и регулярности совершения поездок данного типа, а также популяризацией страны в целом и региона, в частности, через отзывы посещающих друзей и родственников туристов. Применительно к России автор обосновывает целесообразность поддержания и развития международного сегмента рынка ПДР туризма и необходимость отдельного научного исследования внутрироссийского рынка туристских поездок с целью посещения друзей и родственников.

Ключевые слова:
туризм с целью посещения друзей и родственников, частные поездки, ПДР туристы, экономические выгоды
Текст

Туризм с целью посещения друзей и родственников вообще и как экономически выгодный для национальной и муниципальной экономик вид туризма попал в поле зрения ученых относительно недавно. Долгое время считалось, что по сравнению с другими категориями путешествующих посещающие друзей и родственников туристы (далее — ПДР туристы) совершают в ходе поездки меньше трат, ввиду отсутствия у них необходимости пользоваться коммерческими средствами размещения, а также неактивным посещением предприятий общественного питания, музеев, театров и т. д. Действительно, ряд ученых: Е. Денман [1], С. Ланглоис [2], А. Моррисон и его коллеги [3], А. Сиатон и С. Палмер [4] показали, что общая сумма расходов, осуществляемых туристами, посещающими друзей и родственников, ниже, чем у других категорий туристов. Однако более поздние исследования позволили опровергнуть данное утверждение. В частности, Д. Москардо, П. Пиаре, А. Моррисон, Д. Грин и Ж. О'Леари [5] аргументированно доказали, что часть туристов, посещающих друзей и родственников, предпочитает останавливаться в коммерческих средствах размещения. Согласно выводам К. Браунлича и Н. Надкарни [6], изучавшим частоту поездок туристов к друзьям и родственникам, проживающим в северо-восточной части центрального региона Соединенных Штатов Америки, более одной пятой всех туристов, входящих в данную категорию, останавливается в коммерческих средствах размещения.

 

В свою очередь, в работах Т. Юан, Ж. Фриджен, С. Хайс и Ж. О'Леари [7] было убедительно показано, что многие из тех туристов, которые определили главной целью своего путешествия посещение друзей и родственников, не замыкаются исключительно на социальных контактах с ними, а активно осматривают окрестности, местные достопримечательности, участвуют в культурно-массовых мероприятиях, расходуя финансовые средства. Показательны в этом плане результаты сегментирования рынка ПДР туризма в Квинсленде, осуществленного А. Моррисо-ном и его коллегами [8]. Ими были определены 26 видов деятельности, в которых участвовали опрошенные в рамках исследования ПДР туристы, и на основании кластерного анализа выделены 4 группы различающихся по своим характеристикам туристов, посещающих своих друзей и родственников. В первую группу они

Список литературы

1. Denman, E. (1988) Aresponse to the VFR market. A report to the English Tourist Board and Regional Tourist Boards. London: British Tourist Authority/English Tourist Board.

2. Langlois, S.M., Theodore J., Ineson, M. (1999) Poland: in-bound tourism from the UK. Tourism Management 20: p. 461-469.

3. Morrison, A.M., Verginis, C, O´Leary, J.T. (2000) Reaching the Unwanted and Unreachable: An Analysis of the Outbound, Long Haul German and British Visiting Friends and Relatives Market. Journal of Tourism and Hospitality Research, 2 (3): P. 241-231.

4. Seaton, A. V., Palmer, C. (1997) Understanding VFR Tourism Behavior: The First Five Years of the United Kingdom Tourism Survey. Tourism management (18 (6): P. 345-355.

5. Moscardo, G., Pearce, P., Morrison, A., Green, D., O´Leary, J. (2000). Developing a Typology for Understanding Visiting Friends and Relatives Markets, Journal of Travel Research, 38: P. 251-259.

6. Braunlich, C.G., Nadkarni, N. (1995). The importance of the VFR market to the hotel industry. The Journal of Tourism studies vol.6, No. 1, May 95: P. 38-47.

7. Yuan, T, Frigden, J., Hseih, S., O´Leary, J. (1995). Visiting Friends and Relatives: The Dutch Case. The Journal of Tourism Studies, 6 (1): P. 19-26.

8. Morrison, AM., Hsieh, S., O´Leary, J.T. (1995). Segmenting the Visiting Friends and Relatives Market By Holiday Activity Participation. The journal of tourism studies Vol. 6, No. 1, MAY: P. 51.

9. Lee, G., Morrison, A.A., Lheto, X. Y., Webb, J., Reid, J. VFR: Is it really marginal? A financial consideration of French overseas travellers. Journal ofVacation Marketing 2005 11: P. 342.

10. Backer, E. Current issues in tourism: VFR travel: an expenditures of VFR travellers and their host: P. 374.

11. Meis, S., Joyal, S., Trite, A. (1995). The US repeat and VFR visitor to Canada: Come again, Eh! Journal of tourism studies, 6(1): P. 27-37.

12. Цит. no: Asiedu, A.B. Participants´ Characteristics and Economic Benefits of Visiting Friends and Relatives (VFR) Tourism - an International Survey of the Literature with Implications for Ghana. International journal of tourism research Int. J. Tourism Res. 10, 2008: P. 615.

13. King, B. (1996). VFR - A Future Research Agenda. In H. Yaman (Ed.). VFR Tourism: Issues and Implications. Proceedings from the Conference held at Victoria University Conference, Victoria, Australia: P. 85-89.

14. Letho, X. Y., Morrison, A.M., O´Leary, J.T. (2001). Does the visiting friends and relatives typology make a difference? A study of the International VFR market to the United States. Journal of Travel Research 40: P. 202.

15. MacEachern, M. (2007). Characteristics of the Visiting Friends and Relatives Markets in Prince Edward Island: A Longitudinal Approach, 2007 TTRA Annual Conference Proceedings: P. 200.

16. Ни, Bo A., Morrison A.M., O´Leary J.T. (2002). An Analysis of the Variety-Seeking Behaviour of the U. S: Visiting Friends and Relatives Market. The journal of tourism studies Vol. 13, No. 2, DEC. ´02: P. 38.

17. Gurry, S. (2005). First Time and Repeat Visitors to the UK, 2001 and 2004. VisitBritain. Available at http:// www. Tourismtrade.org.uk/images/repearters04_teml2-12495.pdf

18. Backer, E, Lynch, D. (2009). VFR Travel Research Project. City of Ballarat, University of Ballarat: P. 20.

19. National survey of the Vermont visitor: an examination of the visiting friends and relatives Tom Noordewier, School of Business Administration and Vermont 2001. URL: https://www.google.ru/search?q=+++NATIONAL+SUR VEY+OF+THE++VERMONT+\TSITOR: + +AN+EXAMINATION+OF+THE+VISITING++FRIEND S+AND+RELATTVES%E2%80%99+%28VFR%29+TRAVELER&ie=utf-8&oe=utf-8&rls=org.mozilla:en-US:official&client=firefox-a&gws_rd=cr (дата обращения 27.09.2013).

20. UNWTO Tourism highlights 2013 Edition URL: http://dtxtq4w60xqpw.cloudfront.net/sites/all/files/pdf/unwto_ highlightsl3_en_hr_0.pdf (дата обращения 24.09.2013).

21. Число поездок иностранных граждан в Россию по (целям поездки). URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/ dbinet.cgi (дата обращения 25.09.2013).

22. Щербакова Е. Демографические итоги 2012 года (часть III) // Российский демографический барометр. 2013. № 545-546. 4-17 марта. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0545/barom01.php (дата обращения 24.09.2013).

23. Подробнее см.: Факторы, обуславливающие состояние VFR туризма //Университетские чтения 2013. Материалы научно-методических чтений ПТЛУ.Ч. XIII. Пятигорск: ПГЛУ, 2013. С. 108-112.

Войти или Создать
* Забыли пароль?