Специфика корпоративной культуры опорного университета
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Проводимая сегодня в России реформа высшего образования имеет цель превратить перспективные росcийские университеты в цитадели инновационной экономики. За последние десять лет в стране появились федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, опорные университеты. Число опорных вузов Министерство образования и науки планирует увеличить до ста двадцати. Таким образом, именно эта категория университета – опорный – станет наиболее многочисленной в стране. Данные университеты должны стать опорой для формирования научно-образовательных кластеров российских регионов, площадкой для предоставления им высокотехнологичных сервисов. Проблема заключается в том, что без трансформации сознания профессорско-преподавательского состава вузов достичь результатов практически невозможно, поскольку у сотрудников необходимо в первую очередь сформировать ценности, мотивирующие к изменениям. Актуальность данного исследования заключается в том, что задачи, стоящие перед опорными вузами, пока еще не стали личными задачами большинства их потенциальных исполнителей, а зачастую находятся в диссонансе с ними. Поставить перед необходимостью резко нарастить объем научных исследований, опытно- конструкторских работ, публикаций, индексируемых в системе научного цитирования Scopus, не изменив образ мышления людей, привыкших работать по старинке, невозможно. В связи с этим необходимы меры, которые могут привести к созданию сильной корпоративной культуры опорного университета. Одна из таких мер видится в активном привлечении профессорско-преподавательского состава к постановке задач на определённые непродолжительные временные периоды и анализе лучших результатов проектных групп по истечении этих периодов. Новизна данного прикладного исследования, в процессе которого автором были применены методы наблюдения, сбора материалов, опроса профессорско-преподавательского состава и студентов опорного вуза, анализа вузовской документации, заключается в выявлении черт предпринимательской корпоративной культуры и обосновании ряда мер по ее выработке, что позволит в итоге реализовать высокие показатели обнародованных университетами программ стратегического развития.

Ключевые слова:
опорный университет, экономика знаний, центр инновационного развития региона, корпоративная культура, миссия, ценности, система мотивации профессорско-преподавательского состава
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Базаров Т.Ю. Психология управления персоналом. М.: Юрайт, 2015. 560 c.

2. Беляев А. Корпоративная культура университета: от теории к практике // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 62–65.

3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: БРЭ, 2002. С. 296.

4. Гнездилова Н. К. Корпоративная культура преподавателя высшей школы и его лояльность к вузу // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия Педагогика. Психология. 2013. № 1. С. 65–68.

5. Давыдов В.Н. Корпоративная культура как способ социального взаимодействия и воспитания в вузе // Образование и наука. 2008. № 1. С. 15–23.

6. Дил Т., Болмэн Л. Рефрейминг организации: Компания как фабрика, семья, джунгли и храм. М.: Альпина Паблишер, 2012. 626 c.

7. Евзрезов Д.В. Майер Б.О. «Образование 2030» – вызов системе образования» //Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014. № 2 (18). С. 118–132.

8. Занковский А.Н. Психология лидерства: от поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме. М.: Институт психологии РАН, 2011. 296 c.

9. Индивид и социум на средневековом Западе. Спб.: Александрия, 2009. 492 с.

10. Казарина Л.В., Казарина М.В. Об услугах в сфере научного обслуживания// Сервис plus. Т. 10. 2016. № 2 (10). С. 3–9.

11. Кортунов В.В. Культура и цивилизация как основной вопрос социологии культуры// Сервис plus. Т. 8. 2014. № 1. С. 6–15.

12. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. М.: Дело, 2008. 944 с.

13. Крылов А.Н. Коммуникационный менеджмент. Теория и практика взаимодействия бизнеса и общества. 2-е изд. М.: Икар, 2015. 352с.

14. Кулешов В.В., Унтура Г.А., Маркова В.Д. Развитие экономики знаний: роль инновационных проектов в программе реиндустриализации региона // Регион: экономика и социология. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2016. Вып. 3 (91). С. 28–54.

15. Неборский Е. В. Университеты США: Образовательный и научный центр. Монография. Саарбрюккен: Издательство ‘LAP Lambert Academic Publishing GmbH&Co. KG’, 2011. 180 c.

16. Персикова Т.Н. Корпоративная культура. М.: Логос. 2017. 454 c.

17. Новичков Н.В., Новичкова А.В., Малыгина О.В. Роль корпоративной памяти в управлении организационными инновациями// Сервис plus. Т. 9. 2015. № 3 ( 9). С. 3–10.

18. Русанова И. П. Культура и искусство средневекового города. М.: Наука, 1984. 159 с.

19. Синенко В.Я. Инновационное управление образованием как ключевой фактор роста его качества // Управление качеством образования: Теория и практика эффективного администрирования. 2016. № 5. С. 18–21.

20. Соловейчик А.В. Лояльность персонала и факторы, характеризующие организацию // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 125. С. 93–98.

21. Тарабаева В.Б. Использование регулирующих возможностей корпоративной культуры в управлении конфликтами инновационного развития вуза // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. 2008. Т.12. № 5. С. 94–99.

22. Три миссии университета [Электронный ресурс]. Код доступа: https://3missions.ru/. (дата обращения: 17.07.2017).

23. Чернышева Т.Л. Университет как драйвер развития города // Научно-педагогическое обозрение=Pedagogical Review. Tomsk, 2017. № 2. C. 209–219.

24. Чернышева Т.Л. Научный туризм студенческих объединений университетов как способ активизации научного потенциала страны // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2017. № 1 (38). С. 268–275.

25. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. Спб.: Питер, 2002, 336 с.

26. Ясперс К. Идея университета. Минск: БГУ, 2006. 159c.

27. Bartell M. Internationalization of universities: a university culture-based framework // Higher Education, 2003. V. 45. pp .43–70.

28. Chatman, C., Caldwell, D., O’Reilly, C., and B. Doerr, Parsing Organizational Culture: How to Norm for Adaptability influences the Relationship Between Culture Consensus and Financial Performance in High-technology Firms//Journal of Organizational Behavior, 2014. V. 35. pp. 785–808.

29. Dall’Alba, G. Re-imagining the University: Developing a Capacity to Care. pp. 112–122//Barnett, R. (ed.) The Future University: Ideas and Possibilities. New York and London: Routledge, 2012. 233 p.

30. Guiso, L., Sapienza, P., Zingales, L. The Value of Corporate Culture//Journal of Financial Economics, 2015. V.117. pp. 60–76.

31. Fegan, Barry Developing Your Company Culture: The Joy of Leadership. Oakland: Context Press, 2000. 389p.

32. Fralinger B., Olson V. Organizational Culture At The University Level: A Study Using The OCAI Instrument // Journal of College Teaching & Learning. November 2007. V. 11. pp. 85–99.

33. Masschelein, J., Simons, M. The University: A Public Issue. pp. 165–177//Barnett, R. (ed.) The Future University: Ideas and Possibilities. New York and London: Routledge, 2012. 233 p.

34. O’Reilly, C., J. Chatman, and D. Caldwell. People and Organizational Culture: A Profile Comparison Approach to Assessing Person – Organization Fit//The Academy of Management Journal, 1991. V. 34. pp. 487–516.

35. Weerts D. State Governments and Research Universities: A Frame work for a Renewed Partnership. New York: Routledge, 2002. 182 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?