РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ
Рубрики: ЭКОНОМИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрена вариативность понятийного аппарата области социального предпринимательства зарубежных стран, с последующим описанием опыта развития социального предпринимательства в современной экономической среде, на примере структуры социального предпринимательства Америки и Польши. Приведен опыт Великобритании с развитой практикой применения социального предпринимательства и правовой поддержкой социального предпринимательства как третичного сектора экономики. В качестве иллюстративного материала используются наиболее яркие практические примеры социального предпринимательства выбранных стран и выявлены тенденции развития феномена социального предпринимательства в России, имеющие нарастающие темпы регионального распространения в динамике последних лет.

Ключевые слова:
социальное предприятие, социальное предпринимательство, филантропия, социальная ответственность бизнеса
Текст

Социальное предпринимательство динамично развивается в современной экономической среде многих стран мира на протяжении 20 лет, делая популярными такие понятия, как «социальная ответственность бизнеса», «социальное предприятие», «филантропия».

Рассматривая теоретическую базу понятий, непосредственно связанных с социальным предпринимательством, можно отметить наиболее часто встречающиеся в экономической литературе основополагающие формулировки. Так, значение слова «филантропия» по Ожегову — благотворительная деятельность, оказание помощи и покровительства неимущим, нуждающимся [7], этот термин широко используется в экономической среде с дополнительным смысловым и практическим наполнением в области социального предпринимательства — «венчурная филантропия» — область филантропической деятельности, в которой идея использования бизнес-модели прямых инвестиций или венчурного капитала применяется в финансировании некоммерческих и благотворительных секторов.

Понятие «социальное предприятие» имеет две разных трактовки: одна применяется в европейских странах, другая — в США. Изучая различия в данных определениях, можно отметить более широкоформатное использование данного термина в американской научной и практической среде с фокусировкой на понятии «предприятие» — извлечение прибыли. В рамках данного понимания к социальным предприятиям можно отнести: коммерческие организации — занимающиеся общественно полезной деятельностью (корпоративные благотворительные организации и заявляющие социальную ответственность бизнеса) и предприятия двойного назначения (сочетающие в своей деятельности коммерческую и социальную функции, так называемые некоммерческие организации — занимающиеся коммерческой деятельностью с целью достижения социального эффекта). В европейском понимании «социальное предприятие» — это инновационный



 

Список литературы

1. Друкер П. Бизнес и инновации. М.: «ИД «Вильяме», 2007.

2. Глобальный информационно-аналитический центр // http://www.giac.ru/analytics/7icH108 (дата обращения: 18.04.2013).

3. Государственное учреждение социального обслуживания «Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов» // http://pimrf.ru/ (дата обращения: 18.04.2013).

4. Официальный сайт Фонда «Наше Будущее» // http://www.nb-iund.ru (дата обращения: 18.04.2013).

5. http://www.cabinetoirice.gov.uk/third_sector/about_us (дата обращения: 20.12.2012).

6. http://www.jamieoliver.com/the-fifteen-apprentice-programme/home/index (дата обращения: 20.03.2013).

7. http://www.ozhegov.org (дата обращения: 28.04.2013).

8. http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 8.05.2013).

9. http://www.trosainc.org (дата обращения: 14.03.2013).

Войти или Создать
* Забыли пароль?