Блошиный рынок как культурный феномен
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Используя микроурбанизм как сочетание подходов к изучению городской культурной среды на микро- уровне, автор статьи рассматривает совокупность связей такого феномена современной культу- ры, как популярность блошиных рынков, с такими универсалиями человеческого бытия, как труд, игра, обмен, детство. Показано, что распространение блошиных рынков в культуре развитых стран может рассматриваться как часть процессов эстетизации и геймификации жизни, с одной стороны, и пуэрилизации культуры – с другой. В статье представлено описание волгоградского бло- шиного рынка, его социальной структуры, места в городском пространстве, характера коммуника- ций и присущей ему «атмосферы». В рамках проекта по изучению антропологии вещи в региональной культуре рассмотрен характер отношения к вещам на блошином рынке. С этой точки зрения дана типология продавцов и покупателей. В статье поставлен вопрос о необходимости рассмотрения с точки зрения философии культуры взаимосвязи экономического поведения человека с другими его внутренними свойствами и социокультурными качествами. Специфика волгоградского блошиного рынка как форма противостояния глобального и приватного, социального и интимного состоит в том, что город еще не готов выделить и оборудовать специальное место для этой новой для него формы досуга и социального взаимодействия. Главное, что дает блошиный рынок человеку, – это возможность освободить в себе детское начало и одновременно выразить протест против моды на одноразовые предметы, одноразовые отношения и линейную определенность статусно-ситуатив- ного общения. Это движение воли и мысли получило терминологическое обозначение «пуэрилизация» культуры. В статье также проводится критика подхода, представляющего феномен блошиного рынка в качестве «городской сцены», и утверждается, что названный подход можно рассматри- вать как следствие процесса шоуизации современной культуры, под которой понимается цивили- зационная склонность, транслируемая СМИ, видеть в любом явлении жизни прежде всего зрелище. И хотя блошиный рынок включает в себя элементы театрализации обыденности и эстетизации жизни, он все-таки не сводим к перформансу «городской сцены».

Ключевые слова:
блошиный рынок, культурно-антропологическая специфика, экономическое пове- дение, всеобщий обмен, публичное и приватное, пуэрилизация культуры
Список литературы

1. Паченков О. Блошиный рынок в перспективе социальной политики: «бельмо на глазу» города или институт «повседневной экономики»? // Социальная политика: реалии XXI века, Вып. 2. Независимый институт социальной политики. М.: Поматур, 2004. С. 271–314.

2. Паченков О., Воронкова Л. Блошиный рынок как «городская сцена» // Микроурбанизм. Город в деталях. Сб. статей. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 352 с. (Studia urbanica).

3. Чекаев А. ЖЖ [Электронный ресурс]// URL: alex-chekaev. Livejournal/com /74733/html (дата обращения: 20.09.2015).

4. Эпштейн М.Н. Учение Якова Абрамова в изложении его учеников // Электронная библиотека kuchaknig.ru. URL: http://www.kuchaknig.ru/show_book.php book=175979&page=9. (дата обращения:

5. Эпштейн М. Постмодернизм в России: литература и теория. М.: МИАР – Элиника, 2000. 265 c.

6. Blum A. The imaginative structure ob the city. Montereal and Kingston, London, Ithaca: McGill-. Queen’s University Press, 2003.

7. Damsar. Sozialization at the German Fleamarket. Universitet Bielefeld, Jorschungsschwerpunkt Entwicklugssoriologie. WP 209.1998.

8. Gregson N., Crew L. Second-Hand Cultures. Oxford: Berg. 2003.

9. Pachenkov O. Voronkova L. New Old Identities and Nostalgias for Socialism at St. Petersburg and Berlin Flea Markets // Schroder I. W., Vonderau A. (Eds.) Changing Economies and Changing Identities in Postsocialist Eastern Europe. Hall Studies in the Anthropology of Eurasia. Lit Verlag. 2008. P. 191–216.

10. 2015).

Войти или Создать
* Забыли пароль?